Мир в ожидании смягчения монетарной политики от основных регуляторов: экономика не спешит разгоняться, торговые переговоры пока ни к чему не привели и вряд ли приведут, продалось бы перемирие, а тут еще Boeing продолжает не летать и новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон обещает Brexit без сделки. Чего ждать от ставок и как это все аукнется на родном тенге.
Nota Bene. Когда вы будете читать эти строки, решение по ставке Федеральной резервной системы США уже будет. Скорее всего, это будет снижение, впервые за 11 лет, скорее всего, на 0,25%, а не на 0,50%, как хочет Дональд Трамп.
Похоже, что Дональду Трампу и Белому дому удалось добиться своего: большинство экспертов и аналитиков, которых опрашивали западные издания, считает, что 31 июля ФРС снизит базовую процентную ставку впервые с 2008 года. Трамп добивался этого от слишком независимой ФРС весь свой президентский срок, но получилось у него, только когда он сменил риторику с «надо понизить ставку» на «небольшого понижения ставки будет недостаточно». Проси больше – получишь хоть что-то.
Плюс Boeing помог, как смог. За день до решения ФРС Минфин США опубликовал информацию, что приостановка эксплуатации самолетов Boeing 737 MAX стоило ВВП США потери 0,4% во втором квартале текущего года. А это замедляет экономику. Китайцы тоже Трампа не радуют, и торговые переговоры затягиваются. Аналитики считают, что США и Китай достигнут частичного и временного соглашения в торговых переговорах к концу года, но главные несогласия останутся, и их Трамп, как всегда в ультимативно-угрожающей форме, пообещал решить до следующего года – торговая сделка с Китаем должна быть заключена до президентских выборов в США.
Дальше – больше. 1 августа Банк Англии должен принять решение по ключевой ставке. Напомним, что фунт 30 июля опустился до минимального уровня за последние два года, а там совсем чуть-чуть до 34-летних минимумов. Средний рыночный прогноз предполагает сохранение текущих параметров политики Банка Англии на ближайшем заседании, но, учитывая общий тренд, «регулятор Ее Величества» вслед за другими крупными центробанками может выразить готовность смягчать политику в ближайшие месяцы. Многое будет зависеть от формулировок, которые использует Банк Англии, говоря о возможном смягчении политики.
Напомним, что Россия уже дважды снижала ставку в этом году, последний раз это незначительно, но негативно повлияло на курс рубля. Не исключено, что ЦБ РФ может постепенно опустить ключевую ставку к 6-6,25%, до так называемого нейтрального диапазона, а им считается инфляция плюс 2-3%.
Смягчение монетарной политики мировых регуляторов само по себе не окажет сильного воздействия на тенге, однако создает неблагоприятный фон, который уже начинает реализовываться. Последние два дня отечественная валюта показывает просто чудеса спокойствия. В то время как последние несколько месяцев она повторяла почти все движения российского рубля, вчера и сегодня тенге укрепляется на фоне слабеющей российской валюты. Это отражается и на кросс-курсе, который отошел от максимумов.
Другое дело, если ближайшее снижение ставки ФРС окажется только первым шагом и будет анонсировано еще одно. Это будет означать, что так любовно выстроенный Трампом план по девальвации доллара начинает исполняться. Девальвация доллара может стать мощным инструментом стимуляции роста американской экономики, чего и добивается президент США. Сильный доллар позволяет американцам дешево покупать товары за рубежом и не позволяет экспортерам достойно конкурировать на мировом рынке из-за высокой цены. Для интервенций Трамп может воспользоваться специальным стабилизационным фондом. По разным данным, переоцененность доллара может составлять до 10-15%. Если план получится реализовать, мы сможем наблюдать укрепление тенге и относительно доллара, и относительно российского рубля.
Сейчас у тенге есть небольшой запас мощности, который позволит ему выдержать колебания, вызванные решениями регуляторов. Но не стоит забывать о 1 ноября – именно к этой дате президент поручил Нацбанку предоставить новое решение по курсовой политике.
Источник kapital.kz