Очередные изменения в законодательстве могут привести к появлению «чёрного» валютного обменного рынка в стране, как было ранее в соседнем Узбекистане

О новой инициативе Нацбанка РК в деятельности обменных пунктов в Казахстане стало известно во вторник, 6 августа. Документ доступен для обсуждения до 16 августа 2019 на портале «Открытые НПА». По информации Forbes.kzпланируемое нововведение для большинства владельцев обменных пунктов страны стало сюрпризом, который не был воспринят с оптимизмом.
 
Несколько основных пунктов документа серьёзно могут повлиять на рынок обменных валютных операций в РК. Так, согласно новым поправкам, Национальный банк планирует ограничить время работы обменных пунктов в Казахстане. Пункт 33-2 в главе 5 гласит: «Режим работы обменного пункта (автоматизированного обменного пункта) определяется юридическим лицом, имеющим право на осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой, самостоятельно в пределах времени с 10 часов 00 минут до 19 часов 00 минут».

Также в 6 главе под пунктом 51 финрегулятором предложено по каждой проведённой обменной операции в журнале реестров фиксировать данные документа, удостоверяющего личность клиента, включая полностью фамилию, имя и отчество (при наличии), вид документа, дату выдачи, номер документа, срок действия.

Экономист, доцент AlmaU Ерлан Ибрагим не может назвать однозначную причину того, почему финансовый регулятор решил внести новые дополнения к уже утвержденным правилам.

Ерлан Ибрагим
Ерлан Ибрагим

- Трудно судить, почему руководство НБ РК решил пойти на подобные меры. Понятно, что ситуация с валютным курсом, падением национальной валюты не может не вызывать тревогу. Возможно, таким образом регулятор пытается показать населению, что он борется с такими колебаниями и в качестве одного из виновников таким образом указывает на обменные пункты. Я убежден в том, что обменные пункты отражают именно ту ситуацию, которая существует в реальности. По сути, это чёткий индикатор того, что и происходит с курсом. Введение новых ограничений положительно никак не повлияет на тенге, - рассказал эксперт.

По его мнению, новые поправки лишь затруднят работу частных организаций, что в целом негативно отразится как на клиентах, так и на самих «обменниках».

- Увеличение времени на обслуживание каждого клиента из-за обязательной фиксации каждой операции, сокращение рабочего времени и, как следствие, потеря прибыли – эти издержки будут вынуждены брать на себя обменные пункты. Возможно, им придётся увеличивать разницу между покупкой и продажей иностранной валюты до максимально допустимого законом уровня, что также негативно скажется на обычных гражданах. Некоторые обменные пункты могут и закрыться. Я считаю, что та конкурентная среда, в которой сегодня находятся «обменники», является оптимальной. Мы можем выбрать удобный для себя обменный пункт с наилучшими предложениями. Банки в этом плане с ними соревноваться не могут, - добавил Ерлан Ибрагим.

- Более того, сокращение рабочего времени обменных пунктов приведёт к появлению теневого валютного рынка, как в Узбекистане. В стране появится двойной курс – официальный и неофициальный. Это всё перетечёт в криминальную составляющую с сопутствующими элементами: мошенниками, грабежами и иными преступлениями. Соответственно, и бюджет будет терять в налоговых поступлениях. Над новыми поправками надо ещё раз хорошо подумать, не нужно усложнять то, что и так хорошо работает, - пришёл к заключению экономист.

Другой источник Forbes.kz, знакомый с ситуацией на рынке, также согласился с тем, что новые поправки приведут к тому, что в стране появится теневой валютный рынок.

- Это неизбежно. Появятся инициативные люди, которые воспользуются ситуацией, и у нас будет как в Ташкенте с двумя, а то и тремя валютными курсами: официальный, неофициальный и ночной. Всё это и мы проходили в 90-е. Возможностей для криминала здесь появится море, - отметил анонимный источник.

- Как кажется, я понимаю, почему НБ РК решил пойти на подобные меры. Руководство страны дало указание регулятору вернуть доверие к себе (к Нацбанку), поэтому и было выбрано подобное решение – найти крайнего. Им оказались обменные пункты. Насколько мне известно, ажиотажа в «обменниках» нет, валютной паники там не создается. Обменные пункты не могут самостоятельно устанавливать курс валют, их устанавливает как раз Нацбанк, - добавил собеседник.  

По его мнению, большой интерес должны вызвать и другие предложенные поправки, которые ускользнули от внимания СМИ и населения.

В действующей редакции документа, регламентирующего деятельность обменных пунктов, размер уставного капитала каждого (!) из обменных пунктов, расположенных в городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) равняется 30 млн тенге, для областных центров – 20 млн тенге, для прочих населённых пунктов – 10 млн тенге.

Согласно новым поправкам пункт 8 будет выглядеть следующим образом:

«Минимальный размер уставного капитала уполномоченной организации составляет 100 000 000 (сто миллионов) казахстанских тенге (далее – тенге) для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта).»

То есть на лицо существенное увеличение уставного капитала, что в целом не носит слишком принципиальный характер, если бы не очередная поправка:

«33-1. Для деятельности по осуществлению обменных операций с наличной иностранной валютой уполномоченная организация обеспечивает наличие на своих банковских счетах денег в тенге или иностранной валюте в размере 20 (двадцати) процентов от суммы уставного капитала.

Расчет эквивалента суммы денег в иностранной валюте, находящихся на банковских счетах уполномоченной организации, в тенге осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на 1 (первое) число текущего месяца.

Если общая сумма денег, находящихся на банковских счетах уполномоченной организации, не соответствует размеру, установленному в соответствии с частью первой настоящего пункта, уполномоченная организация обеспечивает пополнение своих банковских счетов в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня образования такого несоответствия.»

Для более точного понимания – согласно новой редакции Правил, каждый обменный пункт должен будет внести в БВУ по 20 млн тенге. Только в Алматы число обменных пунктов составляет около 200 единиц.

- Посчитайте, сколько «живых», реальных денег окажется на счетах наших банков - около 4 млрд тенге только от алматинских "обменников". Не на депозитах, которые могли бы приносить доход, а на счетах. А ведь в случае чего гарантий по их возврату нет, - отметил собеседник. 

Источник forbes.kz