Сделка по продаже ФНБ «Самрук-Казына» доли в АО «Темiрбанк» Булату Утемуратову была завершена в мае 2014 года
Сделка по продаже ФНБ «Самрук-Казына» доли в АО «Темiрбанк» и части своих акций в АО «Альянс банк» предпринимателю Булату Утемуратову была завершена в мае 2014 года. Но еще в апреле стало известно о предстоящем объединении «Альянс банка», «Темiрбанка» и АО «ForteBank». На днях неизвестный источник в «Альянс банке» сообщил КазТАГ, что новый объединенный банк будет носить название ForteBank. Аналитики предполагают, что кредитный рейтинг нового банка не поднимется выше «B».
В октябре 2013 года стало известно, что акционер ForteBank Булат Утемуратов и ФНБ «Самрук-Казына» ведут переговоры о приобретении «Альянс банка» и «Темiрбанка». В январе 2014 года глава Нацбанка РК подтвердил, что бизнесмен Булат Утемуратов, являющийся крупным акционером АО «Верный Капитал», планирует «некую консолидацию» своих банковских активов. В апреле стало известно о предстоящем объединении «Альянс банка», «Темiрбанка» и ForteBank. Название нового банка не придавалось огласке. Между тем 16 сентября появилась информация, что, возможно, объединенный банк будет называться ForteBank. В АО «Асыл Инвест» не исключают такой возможности. По прогнозам компании, это не повлияет негативно на клиентскую базу объединенного банка.
«В «Темiрбанке» и «Альянс банке» были как периоды роста, так и периоды серьезных проблем. Думаю, те клиенты, которые в трудные времена хотели уйти из «Темiрбанка» и «Альянс банка», ушли. Та база, которая уже наработана всеми тремя банками, скорее всего, сохранится, вряд ли будет наблюдаться отток из объединенного банка», – отметил исполнительный директор по аналитике «Асыл Инвест» Нурлан Рахимбаев.
В Visor Capital отмечают, что приток депозитов в объединенный банк может замедлиться. «Нужно иметь в виду, что и «Альянс банк», и «Темiрбанк» ответили по своим обязательствам перед вкладчиками. Профессиональные участники финансового рынка знают, что эти банки провели реструктуризации. Между тем у инвесторов может быть и короткая память. Например, через 10 лет некоторые инвесторы могут проанализировать банки, которые проводили реструктуризацию, и такие бренды, как «Альянс банк» или «Темiрбанк», могут не всплыть. Хотя не исключено, что если инвесторы будут делать глубокий анализ каждого из банков, то все равно информация о том, что ForteВank был образован путем объединения «Альянс банка» и «Темiрбанка», станет известна. Существует вероятность, что население забудет негативный опыт «Темiра» и «Альянса» через длительный период времени. Когда появляется новый банк, обычно население относится к нему скептически. Есть вероятность, что размещать депозиты в новом банке казахстанцы могут побояться, а брать кредиты, нет», – отметил аналитик Visor Capital Нурлан Ашинов.
Скорее всего, новый бренд ForteBank не затмит то финансовое положение, которое сложилось у «Альянс банка» и «Темiрбанка». В «Альянс банке» доля кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней достигла 53,2%, в «Темiрбанке» немного меньше – 40,6%. Доля таких займов в ForteBankв разы меньше – лишь 5,2%. «Инвестиционная привлекательность нового объединенного банка будет зависеть не только от того, какова будет структура его активов и капитала после объединения, но и от того, как банк будет решать вопрос с возвратом плохих займов, какая работа будет проведена фининститутом по снижению доли проблемных кредитов. Динамика развития нового банка будет также зависеть от рыночного позиционирования, рекламной кампании. Думаю, что после объединения кредитные рейтинги объединенного банка останутся на том же уровне, что и у «Темiрбанка» и ForteBank, «B-»/«B», – считает г-н Рахимбаев.
В каком формате будет работать новый банк, точно не ясно. Но нужно иметь в виду, что ForteBank преимущественно ориентирован на корпоративный сектор, малый и средний бизнес. «Альянс банк» и «Темiрбанк», напротив, – розничные банки. Есть и другие компоненты, которые могут потребовать заметных вливаний. «Скорее всего, стандарты позиционирования и восприятия бренда, которые закладывались в бренд ForteBank, будут присущи и «Темiрбанку», и «Альянс банку». Через рекламу и другие корпоративные коммуникации ForteBank позиционирует себя как инновационный банк. Но остается открытым вопрос, насколько ожидания клиентов «Альянс банка» и «Темiрбанка» будут оправданы, сможет ли менеджмент и команда ForteBank во всех новых отделениях банка внедрить все те инновации, которые создавались ForteBank. ForteBank – это небольшой банк, и играть с инновациями в таком банке гораздо проще, чем в крупном», – считает управляющий партнер агентства «Central Asia Communications» Нуркен Халыкберген.
Самый главный вопрос, который, несомненно, волнует акционеров нового банка, – через какой период могут окупиться вложения в ребрендинг. Как пояснил г-н Халыкберген, затраты на ребрендинг нужно рассматривать комплексно. «Надо понимать, что включают в себя затраты на ребрендинг. Если в эти расходы включить затраты, которые могут последовать, если новый банк будет стремиться к тому, чтобы соответствовать стратегии инновационности Forte, тогда под затратами на ребрендинг можно понимать расходы на изменение IT составляющей банка, расходы на персонал, переоборудование и смену дизайна отделений. Сумма ребрендинга в долларовом эквиваленте легко может приблизиться к семизначной сумме. Бренд ForteBank уже сформирован, брендбук уже есть, за это платить не надо. Стоимость обслуживания IT-систем будет исчисляться не миллионами долларов, а десятками миллионов долларов, если брать уровень Oracle. По сути, нужно будет объединить три базы банков, и я более чем уверен, что в разных банках такая база велась на разных IT-системах. Соответственно, потребуются дополнительные инвестиции в унификацию», – отметил он.
Источник: Kapital.kz