Пока на площадке «Атамекена» обсуждается проект Нацбанка о новых правилах работы обменных пунктов, шымкентские владельцы обменников второй год не могут добиться даже снижения фиксированного налога. С 29 мая 2018-го в Шымкенте, тогда еще областном центре Южно-Казахстанской области, он был установлен для обменных пунктов на уровне 50 МРП. За это время 24 организации закрылись, не выдержав налоговой нагрузки. Представители оставшихся рассказали о своих проблемах на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.
Менять открыто теперь невыгодно
Председатель Ассоциации обменников Шымкента Хилола Назарметова приводит в пример ставку фиксированного налога для обменников столицы и Алматы: она составляет 30 МРП против 50 МРП в Шымкенте.
«Алматы занимает 31% по обменным операциям в стране. Шымкент и Туркестанская область – 10% от оборота наличных валютных операций. Несмотря на это фиксированный налог в Алматы и Нур-Султане установлен в размере 30 МРП, в Шымкенте с прошлого года все уполномоченные организации за каждый обменный пункт оплачивают 50 МРП. 1 марта мы обратились в городской маслихат, Палату предпринимателей, но до сегодняшнего дня этот вопрос так и не решен. В результате принятия постановления о ввведении фиксированного налога 24 организации были закрыты. И сейчас мы, Ассоциация обменных пунктов Республики Казахстан, обратились в «Атамекен», Национальный банк. В случае принятия этих изменений в закон 70% этих организаций просто уйдут с рынка, и появится нелегальный теневой рынок обмена валюты», – уверяет Хилола Назарметова.
Чистая убыль
На сегодня в Шымкенте существуют 76 компаний, которые занимаются обменными операциями, действуют 200 обменных пунктов, при этом обеспечивают 700 рабочих мест. Чтобы доказать, что предприниматели реально не тянут такую налоговую нагрузку, специалисты шымкентской НПП привели в пример доходы и расходы лишь одной компании.
В 2018 году предприниматели уплатили в местный бюджет порядка 38,095 млн тенге, а в 2019 году сумма, подлежащая уплате, составляет 66,66 млн тенге, то есть бюджет будет пополняться на 50% больше, чем годом ранее. Руководитель отдела планирования поступлений Управления экономики и бюджетного планирования акимата Шымкента Гульмира Пернебаева пояснила, что именно такой рост налоговых поступлений от обменников и мешает снижению ставки ФСН. То есть налицо казус: пока предприниматели платят такие высокие налоги, налоговики не могут назначить хронометражные обследования, а пока их нет, ни маслихат, ни управление экономики не снизят ставку. При этом решение о повышении ставки с 30 до 50 МРП тоже было принято маслихатом именно после такого хронометражного замера.
«В Алматы – 30 МРП, в Шымкенте – 50 МРП. Я с этим согласна, я лично реагировала на обращение НПП «Атамекен», в мае было письмо. Я направила запрос в департамент госдоходов. Но есть такой законодательный нюанс, что работники департамента госдоходов, если деятельность налогоплательщика не представляет риска, не могут просто так инициировать хронометраж. В данном случае нет схемы занижений. Вы же говорите, что идет почти на 50% увеличение суммы уплаты фиксированного налога. 38 млн заплатили в прошлом году, в этом году 66 млн заплатят. Идет рост, никакого риска схемы уклонения от налога нет. Со своей стороны мы, управление экономики, как исполнительный орган совместно с малихатом примем любое предложенное изменение, но на основании официальных данных хронометражных исследований. Мы ждем реакции со стороны департамента госдоходов», – сказала Гульмира Пернебаева.
Спорный проект
На днях Нацбанк опубликовал проект постановления правления «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК», в котором предусматривается, что уполномоченным организациям (обменным пунктам) необходимо увеличить уставный капитал до 100 млн тенге. Согласно пока действующей редакции: 30 млн тенге – для обменных пунктов в городах республиканского значения, 20 млн тенге – для городских обменных пунктов и 10 млн тенге – для региональных. Кроме того, обменные пункты должны будут обеспечивать наличие на своих банковских счетах денег в тенге или иностранной валюте в размере 20% от суммы уставного капитала (дополнительный резерв). При обмене любой суммы клиентам необходимо будет указывать аспортные данные, ИИН и информацию о месте жительства (сегодня эти требования действуют только для сделок свыше 500 тыс. тенге). Также изменился режим работы обменного пункта в пределах с 10:00 до 19:00. Предполагается, что нормы постановления начнут действовать с января 2020 года.
Предприниматели считают, что подобные нововведения – прекрасная почва для роста криминала.
«Они хотят, чтобы люди приходили с удостоверением и фиксировали все свои персональные данные вплоть до места жительства. Но Закон «О защите персональных данных» не распространяется на эти организации. То есть все данные этих людей, которые совершают какие-то финансовые операции, пусть даже обмен 100 долларов, просто могут быть слиты каким-то криминальным элементам», – предполагает председатель Ассоциации обменников Шымкента Хилола Назарметова.
В НПП «Атамекен» Шымкента считают введенные новшества и установленные ставки ФСН барьерами республиканского и местного уровня, которые негативно сказываются на предпринимательской деятельности в целом и на экономическом показателе региона в частности.
«Как мы видим, негативная сторона от этих нововведений очевидна. В связи с установлением максимальной ставки фиксированного налога уже 24 организации в течение 2018 года прекратили свою деятельность, в 2019 году их будет еще больше, основную часть которых составляют микробизнес и малый бизнес. То есть в условиях нестабильности мировых финансовых рынков и колебаний курсов иностранных валют уполномоченные организации, осуществляющие обменные операции с иностранной валютой, несут большие риски и убытки», – отметил заместитель дирктора НПП «Атамекен» Шымкента Кайрат Акенов.
Стоит отметить, что в этой связи Палатой предпринимателей уже был проведен ряд переписок с Шымкентским городским маслихатом, Управлением экономики и бюджетного планирования Шымкента, городским департаментом государственных доходов. 26 марта управление экономики направило письмо в ДГД о необходимости внесения соответствующих предложений по изменению ставок фиксированного налога, однако от ДГД ответа не последовало, также без ответа в ДГД оставили и два письма от НПП. В связи с чем члены совета приняли решение передать все материалы в прокуратуру.
Мира Бахытова, Шымкент, inbusiness.kz