На фоне замедления международной экономики Правительства стран разрабатывают и внедряют разнообразные программы стимулирования корпоративной и социальной ответственности предприятий и граждан с целью повышения их эффективности перед обществом и снижения внутристрановых политических рисков.
В рамках торговых и валютных войн последних лет происходит усиление государственного протекционизма: вводятся заградительные пошлины крупнейшими экономиками мира, США и Китаем, на импортируемые в страну товары, отменяются системы «максимально благоприятствования в торговле», как это произошло сегодня 28 августа в отношениях между Южной Кореей и Японией.
В 2014 Госсовет Китая опубликовал «План строительства системы социального кредитования», целью которого было внедрение стандартов корпоративного управления компаний и норм социального поведения граждан на основе государственных рейтингов «благонадежности».
«Система социального кредитования» в Китае была разработана на период 2014 - 2020 гг. и к концу срока должна быть внедрена повсеместно во все сферы экономической, политической, социальной, духовной жизни общества Поднебесной.
В 2015 г. WSJ сообщало, что восемь национальных компаний Китая получили лицензию на запуск пробных систем, среди которых Alibaba Group, Tencent, рейтинговый сервис SC Management и финансовое подразделение Alibaba - Ant Financial.
В 2017 году система стала реализовываться в отдельных регионах, например в городе Жунчэн.
С 1 мая 2018 года вступили в силу ограничения для граждан и предприятий с низкой степенью «благонадёжности». По данным Reuters и китайской газеты Global Times, в 2018 г. более 15 млн. человек уже попали в рейтинг с низкой степенью доверия.
Бизнес сообщество в первую очередь настораживают разделы «Плана», посвященные государственному регулированию компаний, включая как национальные предприятия Китая, так и международные корпорации, работающие в КНР.
И здесь под «кредитованием» следует понимать «доверие» министерств и ведомств, комиссий Госсовета и органов местного самоуправления Китая ко всем без исключения предприятиям, осуществляющих свою деятельность на территории государства.
По данным Европейской торговой палаты ЕС (ТП ЕС) на текущий момент существует порядка 30-ти «рейтингов доверия», оценивающих:
- финансовое положение и устойчивость организаций, динамику их финансовых показателей;
- политику ценообразования;
- документооборот в области налогообложения и таможенного права;
- качество продукции;
- политику организации в области защиты окружающей среды и др.
С первого взгляда может показаться, что перечисленные выше уровни регулирования со стороны государства являются обоснованными и используемыми в общемировой практике.
Однако у Президента ТП ЕС вызывает опасение сама применимость данной системы рейтингования к международным корпорациям, в рамках которой могут возникнуть разночтения в допустимости тех или иных стандартов работы внутри Китая и на внешней орбите.
Компании, уличенные в нарушении норм и стандартов корпоративного поведения, получают штрафные баллы. Учет последних в составлении «рейтингов благонадежности» может привести к денежным штрафам, потере налоговых льгот и самой возможности осуществлять свою хозяйственную деятельность на территории Поднебесной.
По мнению руководителя консалтинговой компании, Sinolytics Бьорна Конрада, внедряемая «система корпоративного кредитования» является «очень мощным инструментом целенаправленного регулирования, контроля и управления компаниями» со стороны официального Пекина.
Пекин же рассматривает внедрение «Плана» в качестве мер по повышению доверия к финансовым и политическим институтам общества, что в конечном счете должно увеличить эффективность их деятельности и активизировать деловую активность в стране.
Эксперты, опрошенные Reuters, отмечают, что новая «система доверия» способна «помочь в решении многочисленных социальных проблем китайского общества, таких как финансовое мошенничество или продовольственная безопасность».
В любом случае, усиление регулирующей функции государства является «палкой о двух концах»: с одной стороны, контроль за деятельностью компаний необходим с целью предотвращения применения противоправных действий в области экономики и финансов, с другой стороны, безграничные возможности рейтингования без учета отраслевых специфических особенностей компаний и транснационального характера их деятельности могут привести к падению эффективности и снижению конкурентоспособности экономики.
Будет ли Пекин использовать данный механизм рейтингования для давления на своих «партнеров» в рамках усиливающихся торговых войн покажет время.