«Хочу подчеркнуть, что я не занимаюсь благотворительностью. Говорят, что не надо давать человеку рыбу, надо дать ему удочку. Я готов предоставить самую лучшую удочку и еще научу ловить рыбу», – отмечает экс-руководитель «Тройки диалог» Рубен Варданян, один из самых известных импакт-инвесторов.


Как известно, импакт-инвестирование (от английского impact investing) – это инвестирование воздействия или инвестиции, которые содействуют социальным изменениям. Впервые такое определение было использовано крупнейшим фондом Rockefeller Foundation в 2007 году.

Инвестиции социального воздействия, как правило, сопряжены с темой социальных или экологических проблем. Импакт-инвесторы активно стремятся вложить капитал в предприятия, некоммерческие организации и фонды, которые стараются изменить мир к лучшему. Инвестиции социального воздействия могут проводиться через различные виды активов.

Одним из известных импакт-инвесторов является Рубен Варданян – российский предприниматель и филантроп, а также один из основателей Московской школы управления «Сколково» и ее первый президент.

На встрече, организованной краудинвестинговой площадкой StartTrack, инвестиционным клубом «Хедлайнеры», Ассоциацией импакт-инвесторов при поддержке клуба инвесторов «Узкий круг», национальной сети ГД ООН в России и корпорации Альфа, Рубен Варданян ответил на вопросы о важности импакт-инвестирования и рассказал о своем большом опыте вложения капитала в данную сферу.

«Мы вступили в период больших перемен, причем эти перемены происходят далеко не только в области информационных технологий, – отмечает Варданян. – У меня есть системообразующие тезы, на основании которых я и стараюсь жить и работать.

Первая – мы живем в эпоху так называемого идеального шторма и титанических изменений, когда человек становится главной движущей силой всех перемен и главным автором того, что происходит и будет происходить в мире.

Вторая – для человека забота об окружающей среде и экосистеме становится принципиально важной.

Третья – в условиях противостояния «мы против них» нет будущего. Весь мир очень тесно взаимосвязан между собой.

Четвертая теза заключается в том, что, если человек – это главный актив и главная движущая сила всех изменений, образование будет играть ключевую роль.

Пятая теза о доверии. Есть исследования, доказывающие, что доверие можно смело отнести к экономической категории. К примеру, вы знали, что в России миллион мужчин в возрасте от 30 до 60 лет работают охранниками? Целый миллион человек занят в этой сфере, просто потому что мы не доверяем сложившейся системе.

Шестая и последняя теза для меня крайне важна. Иерархические структуры, в которых мы привыкли жить в индустриальном обществе, возвращаются к нам, как маятник. Влияние сетевых организаций не перестает возрастать».

Алексей Горячев, управляющий партнер RB Partners и венчурный инвестор, задал Варданяну вопрос о том, насколько сложно объяснить людям важность импакт-инвестиций и вовлечь их в этот процесс.

«Проблема в том, что сейчас люди друг другу не доверяют. Мы живем в эпоху тотального недоверия. Плюс ко всему, многие стараются просто хоть как-то выжить в этом мире, так что им очень трудно думать о процветании общества вокруг. Но мы берем на себя ответственность, создавая масштабные амбициозные проекты, – говорит Варданян. Хочу подчеркнуть, что я не занимаюсь благотворительностью. Говорят, что не надо давать человеку рыбу, надо дать ему удочку. Я готов предоставить самую лучшую удочку и еще научу ловить рыбу».

Действительно, бытует мнение о том, что импакт-инвестиции – это благотворительность в чистом виде. Но зачастую они приносят не меньше доходности, чем любой другой вид инвестиций. Как отмечает Михаил Палей, создатель благотворительной блокчейн-платформы, недавно был проведен опрос, в котором приняли участии более 200 респондентов-инвесторов. Результаты показали, что 91% из них удовлетворен именно финансовой отдачей от вложений в такие проекты.

Сергей Казаченко, глава и сооснователь Propetly, рассказал о том, какими принципами стоит руководствоваться инвесторам, заинтересовавшихся в инвестициях воздействия.

«Основной принцип успехов инвестиций в принципе – заниматься тем, к чему у вас по-настоящему лежит душа. Только так вы сможете развиваться в этом направлении, вносить что-то новое именно в эту определенную сферу. Так что первый шаг в поиске инвестиционной стратегии заключается в том, что человек должен исходить из собственных потребностей и целей, – отмечает он. – Я, например, занимаюсь венчурными инвестициями для помощи и развития различных проектов в сфере финансов и недвижимости. Дело в том, что сам я вырос в маленькой российской деревне, поэтому рад помогать окружающим вырваться из системы и начать свою жизнь на более стабильном уровне».

 

Источник: https://fomag.ru