Ускорение инфляции и рост базовой ставки негативно скажутся на росте и диверсификации экономики Казахстана, а также на благосостоянии населения. Этих проблем можно было избежать, если бы правительство жило по средствам, а Нацбанк проводил адекватную монетарную политику, считает экономист Мурат Темирханов
Рост базовой ставки в Казахстане при сравнительно благоприятных ценах на нефть – это тоже очень плохо. Прежде всего это означает, что неправильно проводятся фискальная политика правительства и монетарная политика Нацбанка. Также, поскольку в тенге у нас кредитуется бизнес, не связанный с экспортом нефти и других природных ресурсов, удорожание кредитования и инвестиций в тенге приведет к спаду в несырьевых секторах экономики Казахстана. Это будет негативно влиять на процесс диверсификации экономики, что должно быть главной целью наших экономических властей.
Кто виноват в ускорении инфляции?
Помимо этого, по информации Нацбанка, на ускорение инфляции повлияли рост экономики выше прогнозов и рост инвестиционной активности вследствие реализации крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов (расширение ТШО, строительство газопровода «Сарыарка» и другие).
По оценке Нацбанка, в 2019 экономический рост Казахстана составит 3,8% и в среднесрочной перспективе он немного замедлится до 3,5% в 2020 году, что значительно ниже официального прогноза правительства, утверждённого в конце августа этого года. В краткосрочной перспективе основными драйверами роста будут расширяющееся потребление домашних хозяйств и рост инвестиционной активности. Последующее замедление экономического роста прогнозируется регулятором в результате ослабления эффекта фискальных стимулов и снижения динамики чистого экспорта.
Вышеперечисленные аргументы монетарного регулятора абсолютно правильные и с ними трудно поспорить. Главный ускоритель инфляции в Казахстане – это правительство, которое живет не по средствам. Проинфляционное давление на экономику прежде всего усиливается из-за необоснованного роста государственных расходов на социальную поддержку, заработную плату, и на различные госпрограммы развития.
Причем рост госрасходов правительства финансируется не за счет увеличения налоговых и других доходов бюджета, а за счет увеличения использования средств Нацфонда. То есть, фактически правительство поменяло экономическую политику государства с контрциклической на проциклическую, что однозначно крайне негативно скажется на бюджете и экономике страны, когда сильно упадут цены на нефть. Однако в росте инфляции виновато не только правительство.
Другим драйвером роста инфляции, который забыл упомянуть монетарный регулятор, является запуск печатного станка Нацбанка (необеспеченная эмиссия денег) для финансирования государственных расходов. Сейчас печатный станок стали запускать практически по любому поводу, связанному с финансовой системой. Это - спасение банков, списание и рефинансирование кредитов, финансирование льготных кредитов для бизнеса и ипотеки, и так далее. Однако, в отличие от курсовой политики, в запуске печатного станка для финансирования госрасходов прежде всего нужно винить не Нацбанк, а правительство, которое смогло продавить это решение.
Может ли Нацбанк управлять инфляцией?
На сайте Нацбанка абсолютно правильно написано, что денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, проводимой центральным банком для воздействия на количество и стоимость денег в обращении. Основной целью Нацбанка является обеспечение стабильности цен в стране. Стабильность цен означает достижение и сохранение низкого уровня инфляции. Низкая инфляция наилучшим образом способствует экономическому росту и улучшению благосостояния населения.
Если не брать во внимание курсовую политику Нацбанка, то получается, что правительство ускоряет инфляцию, а монетарный регулятор пытается ограничить её рост путем повышения базовой ставки в рамках политики инфляционного таргетирования. В результате при неплохих ценах на нефть в стране растет инфляция и базовая ставка. То есть экономика получает двойной удар. Здесь важно отметить, что от такого положения вещей страдают только несырьевые секторы экономики. Сырьевые экспортёры процветают, имея слабый тенге и возможность дешево кредитоваться в валюте.
В условиях Казахстана использовать базовую ставку для управления инфляцией практически невозможно. Для нефтяных экспортеров в случае подъема цен на нефть и отсутствия стерилизации экономики от избытка нефтедолларов высокая инфляция не заставит себя ждать. Наше правительство очень плохо использует контрциклическую политику для стерилизации экономики от избытка нефтедолларов. В результате усилия Нацбанка сводятся на нет, из-за повышения базовой ставки несырьевая экономика получает двойной удар.
Также в Казахстане отмечается очень большой уровень монополизации и зарегулированности рынка. Поэтому рост цен на электричество, газ, воду, коммунальные услуги и так далее может идти вопреки рыночным условиям. Помимо этого, к инфляции приводят протекционистские меры правительства. Например, защищая отечественных производителей от более дешевого импорта, правительство таким образом повышает цены на их продукцию, ускоряя инфляцию.
Таким образом, инфляция в Казахстане практически целиком находится вне зоны влияния Нацбанка. Здесь возникает вполне очевидный вопрос.
Насколько правильным было повышение базовой ставки?
Спрашивается. Зачем Нацбанку наносить дополнительный удар по экономике, если повышением базовой ставки мало чего можно добиться? Гораздо большего эффекта на инфляцию можно достичь, если заставить выполнить два необходимых условия:
- правительство должно жить по средствам за счет строгого выполнения контрциклической фискальной политики;
- необходимо вернуть доверие к национальной валюте за счет осуществления адекватной курсовой политики Нацбанка.
Если по улучшению фискальной политики (жить по средствам) все просто и понятно, то по курсовой политике остаются вопросы.
Свободно плавающий курс нацвалюты в нефтяных странах хорош тем, он изменяется в зависимости от цены на нефть. В результате автоматически стабилизируется платежный баланс страны и госбюджет. То есть, экономика гораздо лучше переносит внешние шоки, одним из которых является резкое изменение цен на сырье.
Также очень часто нефтяные страны имеют слаборазвитый валютный рынок. Это приводит к повышенной волатильности нацвалюты даже без внешних шоков. В таких условиях центральные банки вынуждены активно вмешиваться в валютные торги. Причем делают они это непрозрачно и без каких-то понятных правил, что приводит у росту недоверия к национальной валюте.
С точки зрения возврата доверия к национальной валюте (снижение девальвационных ожиданий населения и бизнеса) я вижу только один выход. По моему мнению, Нацбанку нужно внедрять политику управляемого плавающего курса тенге, которую для экспортёров нефти предложил известный американский экономист Джеффри Франкель. Согласно такой политике, нужно привязать курс нацвалюты к корзине ключевых для Казахстана иностранных валют и добавить в неё индекс по нефти. Причем в этой корзине нефть должна играть главную роль.
С одной стороны, такой подход позволит экономике автоматически стабилизироваться в случае резкого падения цен на нефть. С другой, он дает прозрачность и предсказуемость в формировании курса тенге, поскольку всем будет понятно, из-за каких факторов и каким образом он плавает.
Источник https://forbes.kz