Ускорение инфляции и рост базовой ставки негативно скажутся на росте и диверсификации экономики Казахстана, а также на благосостоянии населения. Этих проблем можно было избежать, если бы правительство жило по средствам, а Нацбанк проводил адекватную монетарную политику, считает экономист Мурат Темирханов

Высокая, а тем более непредсказуемая инфляция — это всегда плохо. И для экономики, и для бизнеса, и для финансовых рынков и, конечно же, для жителей страны. Высокая инфляция связана с экономической нестабильностью, а это приводит к тому, что люди и бизнес перестают доверять национальной валюте. Не буду здесь подробно на этом останавливаться – это азбучные истины.

Рост базовой ставки в Казахстане при сравнительно благоприятных ценах на нефть – это тоже очень плохо. Прежде всего это означает, что неправильно проводится фискальная политика правительства и монетарная политика Нацбанка. Также, поскольку в тенге у нас кредитуется бизнес, не связанный с экспортом нефти и других природных ресурсов, удорожание кредитования и инвестиций в тенге приведет к спаду в несырьевых секторах экономики Казахстана. Это будет негативно влиять на процесс диверсификации экономики, что должно быть главной целью наших экономических властей.

Кто виноват в ускорении инфляции?

9 сентября Нацбанк Казахстан принял решение повысить базовую ставку на 0,25 п.п., до 9,25% годовых. Как было сказано в пресс-релизе, это решение связано с тем, что фактическая инфляция складывается выше ожиданий из-за проинфляционного давления, вызванного расширением потребительского спроса. Далее монетарный регулятор отметил, что расширение потребительского спроса поддерживается увеличением бюджетных расходов на социальную поддержку, заработную плату и сохранением роста потребительского кредитования.

Помимо этого, по информации Нацбанка, на ускорение инфляции повлияли рост экономики выше прогнозов и рост инвестиционной активности вследствие реализации крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов (расширение ТШО, строительство газопровода «Сарыарка» и другие).

По оценке Нацбанка, в 2019 экономический рост Казахстана составит 3,8% и в среднесрочной перспективе он немного замедлится до 3,5% в 2020 году, что значительно ниже официального прогноза правительства, утверждённого в конце августа этого года. В краткосрочной перспективе основными драйверами роста будут расширяющееся потребление домашних хозяйств и рост инвестиционной активности. Последующее замедление экономического роста прогнозируется регулятором в результате ослабления эффекта фискальных стимулов и снижения динамики чистого экспорта.

Вышеперечисленные аргументы монетарного регулятора абсолютно правильные, и с ними трудно поспорить. Главный ускоритель инфляции в Казахстане – это правительство, которое живёт не по средствам. Проинфляционное давление на экономику прежде всего усиливается из-за необоснованного роста государственных расходов на социальную поддержку, заработную плату и на различные госпрограммы развития.

Причём рост госрасходов правительства финансируется не за счёт увеличения налоговых и других доходов бюджета, а за счёт увеличения использования средств Нацфонда. То есть фактически правительство поменяло экономическую политику государства с контрциклической на проциклическую, что однозначно крайне негативно скажется на бюджете и экономике страны, когда сильно упадут цены на нефть. Однако в росте инфляции виновато не только правительство.

В своем пресс-релизе Нацбанк почему-то забыл упомянуть ещё один важный фактор, повлиявший на ускорение инфляции в нашей импортозависимой стране. Он заключается в том, что Нацбанк явно придерживается политики слабого тенге против рубля. В результате курс тенге к доллару непропорционально слабел вслед за рублём в России и не торопился в обратную сторону, когда рубль укреплялся. По моему мнению, на сегодня курс тенге как к доллару, так и к рублю значительно выше его фундаментальных равновесных значений, что напрямую повлияло на рост цен импортируемых товаров.

Другим драйвером роста инфляции, который забыл упомянуть монетарный регулятор, является запуск печатного станка Нацбанка (необеспеченная эмиссия денег) для финансирования государственных расходов. Сейчас печатный станок стали запускать практически по любому поводу, связанному с финансовой системой. Это - спасение банков, списание и рефинансирование кредитов, финансирование льготных кредитов для бизнеса и ипотеки и так далее. Однако, в отличие от курсовой политики, в запуске печатного станка для финансирования госрасходов прежде всего нужно винить не Нацбанк, а правительство, которое смогло продавить это решение.

Может ли Нацбанк управлять инфляцией?

На сайте Нацбанка абсолютно правильно написано, что денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, проводимой центральным банком для воздействия на количество и стоимость денег в обращении. Основной целью Нацбанка является обеспечение стабильности цен в стране. Стабильность цен означает достижение и сохранение низкого уровня инфляции. Низкая инфляция наилучшим образом способствует экономическому росту и улучшению благосостояния населения.

 В этом описании главной цели Нацбанка важно подчеркнуть, что он осуществляет лишь часть государственной экономической политики. Другая крайне важная часть - это фискальная политика правительства. В Казахстане, как у экспортёра нефти, в Нацфонде накопилась неплохая заначка нефтедолларов. Это позволяет нашему правительству периодически необоснованно увеличивать госрасходы, которые не обеспечены ростом налоговых и других доходов бюджета. Именно это сейчас и происходит.

Если не брать во внимание курсовую политику Нацбанка, то получается, что правительство ускоряет инфляцию, а монетарный регулятор пытается ограничить её рост путем повышения базовой ставки в рамках политики инфляционного таргетирования. В результате при неплохих ценах на нефть в стране растёт инфляция и базовая ставка. То есть экономика получает двойной удар. Здесь важно отметить, что от такого положения вещей страдают только несырьевые сектора экономики. Сырьевые экспортёры процветают, имея слабый тенге и возможность дешёво кредитоваться в валюте.

В условиях Казахстана использовать базовую ставку для управления инфляцией практически невозможно. Для нефтяных экспортёров в случае подъёма цен на нефть и отсутствия стерилизации экономики от избытка нефтедолларов высокая инфляция не заставит себя ждать. Наше правительство очень плохо использует контрциклическую политику для стерилизации экономики от избытка нефтедолларов. В результате усилия Нацбанка сводятся на нет, из-за повышения базовой ставки несырьевая экономика получает двойной удар.

Также в Казахстане отмечается очень большой уровень монополизации и зарегулированности рынка. Поэтому рост цен на электричество, газ, воду, коммунальные услуги и так далее может идти вопреки рыночным условиям. Помимо этого, к инфляции приводят протекционистские меры правительства. Например, защищая отечественных производителей от более дешёвого импорта, правительство таким образом повышает цены на их продукцию, ускоряя инфляцию.

Кроме того, из-за очень плохой развитости фондового рынка в Казахстане базовая ставка имеет слабую связь с процентными ставками в финансовом секторе.

Таким образом, инфляция в Казахстане практически целиком находится вне зоны влияния Нацбанка. Здесь возникает вполне очевидный вопрос.

Насколько правильным было повышение базовой ставки?

Спрашивается, зачем Нацбанку наносить дополнительный удар по экономике, если повышением базовой ставки мало чего можно добиться? Гораздо большего эффекта на инфляцию можно достичь, если заставить выполнить два необходимых условия:

  1. правительство должно жить по средствам за счёт строгого выполнения контрциклической фискальной политики;
  2. необходимо вернуть доверие к национальной валюте за счёт осуществления адекватной курсовой политики Нацбанка.

Если по улучшению фискальной политики (жить по средствам) всё просто и понятно, то по курсовой политике остаются вопросы.

Свободно плавающий курс нацвалюты в нефтяных странах хорош тем, что он изменяется в зависимости от цены на нефть. В результате автоматически стабилизируется платёжный баланс страны и госбюджет. То есть экономика гораздо лучше переносит внешние шоки, одним из которых является резкое изменение цен на сырьё.

С другой стороны, свободно плавающий курс в странах - экспортёрах нефти очень сильно затрудняет проведение монетарной политики под названием «инфляционное таргетирование». Например, при резком падении цен на экспортируемое сырьё также резко должна обесцениться нацвалюта. Из-за импортной зависимости слабодиверсифицированных стран девальвация нацвалюты должна привести к росту инфляции, с которой центральному банку очень трудно бороться классическим путем - повышением ключевой ставки на рынке (базовая ставка в Казахстане). В результате повышение процентных ставок на рынке ещё больше усиливает негативные тенденции в экономике, вызванные низкими ценами на нефть.

Также очень часто нефтяные страны имеют слаборазвитый валютный рынок. Это приводит к повышенной волатильности нацвалюты даже без внешних шоков. В таких условиях центральные банки вынуждены активно вмешиваться в валютные торги. Причем делают они это непрозрачно и без каких-то понятных правил, что приводит к росту недоверия к национальной валюте.

С точки зрения возврата доверия к национальной валюте (снижение девальвационных ожиданий населения и бизнеса), я вижу только один выход. По моему мнению, Нацбанку нужно внедрять политику управляемого плавающего курса тенге, которую для экспортёров нефти предложил известный американский экономист Джеффри Франкель. Согласно такой политике, нужно привязать курс нацвалюты к корзине ключевых для Казахстана иностранных валют и добавить в неё индекс по нефти. Причём в этой корзине нефть должна играть главную роль.

С одной стороны, такой подход позволит экономике автоматически стабилизироваться в случае резкого падения цен на нефть. С другой, он даёт прозрачность и предсказуемость в формировании курса тенге, поскольку всем будет понятно, из-за каких факторов и каким образом он плавает.

Источник https://forbes.kz