В конце июня глава Нацбанка Ерболат Досаев выступил с инициативой по передаче функций регулирования финансового рынка и защиты прав потребителей в отдельный государственный орган

 Национальный банк намерен сконцентрироваться на своей основной цели – обеспечении стабильности цен с акцентом на поддержании низкой инфляции, а также устойчивого развития страны и роста уровня жизни населения. Функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в отдельный государственный орган, непосредственно подотчетный президенту РК, – проинформировал Досаев.

Для реализации инициативы Нацбанк разработал проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения». Напомним, что в 2011 было принято решение присоединить действовавшее с 2004 Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) к Нацбанку.

Эксперты рынка считают, что при правильной расстановке целей и координации между двумя ведомствами создание нового регулятора может положительно отразиться на деятельности финансовых институтов, и в целом позитивно расценивают данную инициативу. Так, председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова отмечает, что новый мегарегулятор будет осуществлять свою деятельность в условиях отсутствия конфликта интересов, который был свойствен Нацбанку, выполнявшему одновременно роль регулятора финансового рынка и игрока в виде крупного акционера инфраструктурных организаций и управляющего пенсионными активами. Это позволит АФН сконцентрироваться на снижении рисков и недобросовестной практики в финансовом секторе. Рынок ожидает от нового регулятора содействия в расширении спектра финансовых услуг и продвижении новых продуктов, в частности практического воплощения в жизнь законодательной возможности функционирования «регуляторной песочницы».

- Выделение надзора позволит более сбалансированно перераспределить ресурсы между различными частями финансового рынка. На сегодняшний день концентрация ресурсов Нацбанка происходит вокруг банковского сектора, что, наверное, закономерно ввиду его довольно значительной доли в экономике. Но «перезагрузка» регулирования необходима и на страховом рынке, и на рынке ценных бумаг. Перед вновь создаваемым независимым регулятором стоят новые вызовы. В текущем году планируется проведение AQR, соответственно, с его результатами уже предстоит столкнуться новому органу. Кроме того, мы надеемся, что новый регулятор перейдет на принципы «пропорционального» регулирования, с дифференцированным подходом к пруденциальному регулированию финорганизаций в зависимости от уровня их риска и ответственности перед клиентами, – говорит Бахмутова.

Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова тоже выражает надежду, что с разделением полномочий Нацбанка и АФН будут иметь место не только надзор и регулирование, но и усилия, направленные на дальнейшее развитие всех участников финансовой системы.

- Я не раз говорила, что объединение Нацбанка и АФН было не совсем правильным шагом. В результате мы стали свидетелями того, что Нацбанк, управляя активами Нацфонда и ЕНПФ, превратился в мегарегулятора, который сосредоточил в своих руках слишком много полномочий. Это привело к тому, что Нацбанк порой использовал конфликт интересов в ущерб регулированию, но в пользу денежно-кредитной и монетарной политики. Это, в свою очередь, негативно отражалось на деятельности участников рынка. Регулирование на рынке, несомненно, должно быть, но, когда оно чрезмерно, это мешает участникам рынка, в частности банкам, концентрироваться на своей основной деятельности, бизнесе, развитии, – убеждена Шаяхметова.

Основной урок, который следует извлечь, по мнению Бахмутовой, заключается в том, что нельзя обеспечить активное развитие финансового сектора и его участие в экономике без слаженного взаимодействия правительства, Нацбанка и регулятора.

- Принятый закон предусматривает усиление роли Совета по финансовой стабильности, координацию деятельности Нацбанка и АФН, взаимное представительство в органах управления. От того, насколько эффективным будет взаимодействие двух органов и правительства, зависит и эффективность работы агентства, – отмечает Бахмутова.

Например, как показала практика, нельзя развивать рынок ценных бумаг без решения вопросов о проведении IPO компаний, повышении уровня корпоративного управления в квазигосударственных организациях, управлении пенсионными активами, а также без принятия системных мер со стороны Нацбанка, правительства и финрегулятора. Аналогичная ситуация с продуктами на рынках страхования и банковского кредитования.

Директор группы финансовых институтов S&P Global Ratings Ирина Велиеваполагает, что в банковской системе Казахстана по-прежнему сохраняются риски, связанные с большим объемом накопленных плохих активов, низким уровнем созданных резервов и долгим процессом очистки балансов. Кроме того, качество корпоративного управления во многих банках остается низким, так как менеджмент во многих случаях избавлен от ответственности за плохие финансовые результаты. Зачастую собственники и менеджмент надеются, что создавшиеся убытки покроет государство. Это искажает стимулы для того, чтобы качественно управлять и создавать действительно устойчивые и жизнеспособные финансовые институты.

Велиева также отмечает, что эффективность создания нового регулятора зависит от того, какие цели будут перед ним поставлены и насколько они будут четкими и реалистичными.

- Мы видим, что в мировой практике возможны разные модели регулирования – как совмещение функций определения макроэкономической политики и пруденциального надзора, так и их разделение. Это вопрос организации системы государственного управления. Но и та и другая модели могут работать успешно, если поставлены реальные задачи, отвечающие как интересам стабильности финансовой системы, так и потребностям ее развития, – подчеркивает эксперт.

В свою очередь Бахмутова считает, что потребуется определенная адаптация рынка к функционированию двух регуляторов: все-таки прошло больше восьми лет с момента ликвидации АФН. Все процессы придется выстраивать заново.

- С другой стороны, одномоментно происходит достаточно много больших изменений: выделение надзора и переезд Нацбанка в столицу, по сути, создание заново рынка пенсионных активов, контроль ранее не регулируемых участников рынка. Если эти события будут накладываться друг на друга, то могут вызвать негативный эффект. Все должно быть синхронизировано, необходима координация между двумя ведомствами, чтобы финансовые организации не почувствовали, с одной стороны, дублирования требований в предоставлении информации, с другой – чтобы не случился вакуум во взаимодействии между центральным банком и финансовым регулятором, – констатирует Бахмутова.

Шаяхметова считает, что создание нового регулятора положительно отразится на деятельности финансовых институтов:

- Каждый должен решать свойственные ему задачи: Нацбанк – заниматься денежно-кредитной политикой, АФН – регулировать рынок, а участники рынка – усиленно работать на благо его развития.

Источник https://forbes.kz