Девальвация головного мозга – это когда граждане настолько не верят в свою национальную валюту, что ждут девальвации даже в условиях, когда ее быть не может. Ситуация, которая складывается с курсом тенге последние несколько месяцев, вызывает вопросы, иногда недоумение, чаще сожаление и совсем немного надежды, на то, что прозрачности станет больше.
Давайте разберемся с тем, почему доллар не стоит 500 тенге, что такое «запас мощности» тенге и причем тут доверие. Казахстанцы ждут девальвацию в любое время дня и года, это уже вошло в привычку, девальвационные ожидания высоки, по данным ежемесячных опросов Нацбанка, доля населения, которая предполагает дальнейшее обесценение тенге к доллару, увеличилась до 70%. Но этот показатель уже год не опускался ниже 60%, то есть двое из трех казахстанцев ждут, что валюта будет обесцениваться. Что интересно, такие ожидания почти никак не влияют на объемы покупки валюты населением. В этом году пик покупки пришелся на июнь – тогда граждане купили в обменных пунктах чуть больше $1 млрд. Зато в следующем месяце только 383 млн. А все дело в выборах и паническом настроении некоторых аналитиков, которые предсказывали девальвацию после выборов и им поверили потому, что девальвационные ожидания высоки, а доверие к Национальному банку наоборот – низкое. И к этому привлекал внимание президент, который еще 15 июля потребовал у Нацбанка и правительства до 1 ноября определиться с курсовой политикой: «Нацбанку следует принять меры по повышению транспарентности и доверия населения и бизнеса в проводимой курсовой политике», – сказал он.
До 1 ноября остался месяц. Девальвационные ожидания, а именно их можно использовать как метрику доверия курсовой политике, не опускаются. Девальвация возможна при фиксированном курсе. Это когда государство в лице регулятор определяет курс на каждый день и для его поддержания тратит деньги на бирже, выставляя валюту на продажу по нужному курсу или скупая. У нас с августа 2015 года свободный курс тенге. Это когда де-юре государство не участвует в формировании курса и не выходит на биржу, а курс формируют участники торгов в свободном режиме. Де-факто Нацбанк признает за собой право так называемых «сглаживающих интервенций», К такой интервенции он прибегал до 20 марта, когда на новостях об отставке первого президента Казахстана курс скакнул вверх. Тогда было потрачено $304 млн на поддержание курса. Поэтому при свободном курсе резкая девальвация невозможна, курс формируется каждый новый день, но...
Но с курсом и правда происходят странные вещи, которые не позволяют в полный голос и со стопроцентной уверенностью утверждать, что он у нас свободный, поскольку пристальное наблюдение за курсом в последние несколько месяцев заставляет в этом усомниться. Лично я испольную термин «свободно фиксированный» тенге. Доказать участие регулятора в формировании курса достаточно сложно по ряду технических причин. Например, на курс почти никак не влияют внешние факторы: ни положительные, ни отрицательные. Когда в начале августа российский рубль терял на фоне новостей о санкциях и высокого индекса доллара – тенге стоял на месте, менялся только кросс-курс к рублю от 6,1 в конце июля до 5,8 10 августа. Потом внешние факторы стали благоприятные и... тенге относительно доллара снова почти никак не подвинулся, зато кросс-курс снова пошел вверх в область выше 6 тенге за 1 рубль.
То же самое произошло после атаки дронов на заводы Саудовской Аравии. Нефть подорожала, тенге почти не укрепился, только кросс-курс к рублю вырос. Сейчас, когда давление на тенге возросло из-за дешевеющей нефти и высокого индекса доллара, мы опять видим процесс, когда кросс-курс опустился ниже 6 тенге за рубль – он уже снова 5,95, а вот доллар как стоит в диапазоне от 386 до 389 – так и стоит. Причём что интересно – как и два месяца назад в моменты сильного внешнего давления на курс – тенге «сдавал» в день по 50 тиынов, так и сейчас. Такое явление я назвал «запасом мощности». Регулятор специально держит тенге достаточно слабым в моменты, когда можно было бы укрепиться, чтобы использовать этот запас мощности и не давать ему слабеть в момент отрицательного внешнего давления. Тенге выглядит перепроданным, и равновесный курс мог быть крепче. Более того, так считает и Правительство Казахстана, которое закладывало в бюджет цену на нефть в $55 за баррель и курс при этом 370 тенге за доллар. Но мы видели нефть и по $65, а курс так и не опустился к 370.
Еще в марте председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова делилась информацией о том, что тенге может стоить 340-360 за доллар. С тех пор почти ничего не изменилось – политика слабого тенге превалирует, запас мощности копится, свободный курс фиксируется. Если давление на тенге не ослабнет в ближайшее время, на этой неделе мы можем увидеть курс в 389-390 тенге за доллар и в 5,75-5-85 тенге за рубль. Скорее всего ниже 393 тенге курсу не дадут опуститься, поскольку эти цифры психологически важны, а запас мощности позволяет быть стабильными.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
Источник https://kapital.kz