Несмотря на рост геополитических рисков и замедление роста глобальной экономики, финансовые рынки продолжают расти и находятся у своих максимальных отметок. Этот парадокс привлек внимание экономиста Нуриэль Рубини, известного также как Доктор Дум, который проанализировал его в своей статье на Project Syndicate.

 

Рациональное самодовольство рынков

 
Геополитические риски растут с каждым днем: конфликт на юго-востоке Украине, возникновение "Исламского государства", беспорядки на Ближнем Востоке, территориальные споры Китая с соседними государствами, массовые протесты в Гонконге. Однако, несмотря на все это, глобальные финансовые рынки ведут себя довольно бодро.

 

Действительно, цены на нефть продолжают стремительно падать, а в это время фондовые рынки достигли новых максимумов, доходности долгосрочных облигаций приблизились к минимальным значениям.

 

Глобальные рынки не отреагировали по нескольким причинам. Для начала центральные банки стран с развитой экономикой (США, еврозоны, Великобритании, Японии) удерживают процентные ставки у нулевых отметок. Это способствует росту цен рискованных активов.

 

Во-вторых, на рынках сложилось устойчивое мнение, что конфликт между Россией и Украиной не перерастет в полномасштабную войну. Хотя санкции со стороны западных стран все время ужесточались, они не нанесли ощутимого ущерба экономике России. Что более важно, Россия не прекратила поставки природного газа в Западную Европу, что стало бы шоком для стран ЕС, зависящих от поставок газа.

 

В-третьих, кризис на Ближнем Востоке не стал причиной срыва поставок нефти и резкого скачка цен, удалось избежать сценария 1973 и 1979 гг. И хоть в Ираке сейчас идет война, около 90% всех месторождений расположены на юге страны под контролем шиитского населения.

 

Наконец, риски возникновения конфликта между Ираном и Израилем, который может стать причиной резкого роста цен на нефть, как никогда низки. Таким образом, у мировых рынков есть веские причины на то, чтобы пока не реагировать на текущие события. Что может изменить ситуацию? Несколько сценариев приходят на ум.

 

Во-первых, потрясения на Ближнем Востоке могут повлиять на мировые рынки, особенно если в Европе или США произойдет один или несколько терактов. Это возможно, особенно учитывая, что у нескольких сотен джихадистов из ИГ, согласно сообщениям прессы, имеются американские и европейские паспорта. Рынки, как правило, игнорируют риски, которые сложно оценить, но которые будут иметь серьезные последствия, если произойдут. Поэтому внезапная террористическая атака может их обеспокоить.

 

Во-вторых, рынки могут ошибаться в своих оценках относительно того, что происходит на территориях конфликтов, усугубляются они или же нет. Внешняя политика президента Владимира Путина может стать более агрессивной в ответ на внутренние угрозы его власти, а продолжающийся кризис в Сирии дестабилизирует и Иорданию, и Ливан, и Турцию.

 

Геополитические и политические риски могут спровоцировать негативные последствия именно тогда, когда в игру вступает какой-нибудь ключевой для мировой экономики системный фактор. Например, в этом году случился маленький "идеальный шторм": когда политические встряски в нескольких странах (Турции, Таиланде и Аргентине) произошли одновременно с плохими новостями о росте Китая, это взволновало развивающиеся рынки и даже задело развитые.

 

Взаимодействие любого из этих глобальных факторов со множеством региональных и местных источников риска может создать опасную смесь, но рынки пока игнорируют эти факторы. Подобная ситуация наблюдалась в 1914 г., когда рынки игнорировали возможность развития полноценной войны. Как мы видим сегодня, ситуация не сильно изменилась, рынки так и не научились распознавать опасности.

 

 

Источник: Вести Экономика