Постулатом современной теории монетаризма является то, что невозможно одновременно проводить независимую денежно-кредитную политику, поддерживать фиксированный обменный курс и иметь открытую финансовую систему. Три условия несовместимы.
Данная трилемма говорит о том, что попытка сделать кредит более доступным и стимулировать экономический рост за счет более низких процентных ставок всегда будет приводить либо к девальвации нацвалюты, либо – при попытке стабилизировать валютный курс – толкать Нацбанк в сторону введения ограничений на движение капитала. При этом введение таких ограничений практически всегда разрушает доверие, без которого невозможно не только привлечение в страну иностранных инвестиций, но и создание экосистемы внутренних национальных сбережений.
Сегодня выстраивание доверия к нацвалюте как инструменту сбережения – одна из ключевых задач НБ РК, без решения которой невозможна независимая монетарная политика: если большая часть сберегателей хранят деньги в долларах, а не в тенге, то они становятся абсолютно нечувствительны к решениям регулятора по ключевой процентной ставке, а банки остаются лишены доступа к рыночным стабильным финансовым ресурсам для кредитования.
История показывает, что отдельные меры по движению капитала могут давать положительный краткосрочный эффект в случае серьезных финансовых кризисов, таких как в Малайзии (1997–1999), Таиланде (1997–1998), Исландии (2009–2011), на Кипре (2013–2015). Но никогда они не приносили пользы при наличии хронических дисбалансов. Более того, долгосрочно, на десятилетия вперед, снижали уровень доверия и кредитные рейтинги.
Потому и сейчас не хотелось бы видеть в правилах ПОД/ФТ признаков ограничений на движение капитала. Надеюсь, что в результате обсуждений мы получим регулирование, которое позволит банкам соблюдать требования по контролю законности происхождения денег, а с другой стороны, не помешает частному сектору продолжать свободно обменивать тенге на доллары и, наоборот, инвестировать рационально, не создавая чрезмерной дискриминации для национального финансового сектора.
В развивающихся странах периодически прибегают к мерам, когда за счет регулирования операций с финансовыми инструментами государство перераспределяет средства в свою пользу. В экономической литературе с подачи Рональда Маккиннонома они получили название финансовых репрессий. Наши банкиры уже много лет, со времен фиксированного курса тенге, знакомы с одним из видов ограничений по счету капитала – это пруденциальный норматив КВА, по сути запрещающий размещать за рубежом активы, привлеченные на внутреннем рынке. Эта мера приводит к более низкой конкурентоспособности национальных финансовых институтов в сравнении с зарубежными в борьбе за наиболее состоятельную часть среднего класса и средства крупных клиентов, которые начинают более активно искать инвестиционные возможности за пределами страны.
Уверен, что именно разумная либерализация регулирования национальных участников рынка позволила бы финансовой системе стать более устойчивой. В первую очередь – за счет предложения людям, которые живут в Казахстане и связывают с ним свое будущее, более вменяемой премии за риск на их сбережения. Спрос на тенге только тогда будет высоким (а на доллар – низким), когда будет основываться исключительно на рациональных мотивах получения большей прибыли, а обратный обмен валюты не будет нести никаких ограничений.
Источник stanradar.com