Какая ситуация складывается в банковском секторе и нужно ли государству продолжать его поддерживать
Как известно, с начала августа Национальный банк Казахстана запустил проверку качества активов (AQR) 14 коммерческих банков, которую планирует завершить до конца текущего года. Предполагается, что по ее итогам будет составлен план мероприятий по принятию корректирующих мер и оздоровлению банковской системы в среднесрочной̆ перспективе. Тем не менее международные наблюдатели уже оценивают размер дополнительного фондирования БВУ после проведения AQR в 1 трлн тенге. О том, какая ситуация сегодня складывается в банковском секторе и нужно ли государству продолжать его поддерживать, рассказали эксперты.
По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, казахстанская банковская система до сих пор испытывает серьезные трудности. На это есть три причины: экономический кризис в целом; вторая – акционерный активизм, то есть вмешательство акционеров в работу банка, в частности, в процесс принятия кредитных решений; и третья – слабый менеджмент: непонимание того, как несоблюдение финансовой этики скажется на балансе банка, считает он.
При этом, по утверждению финансиста, банки находятся в «осознанном» кризисе. Иначе говоря, все игроки в системе отдают себе отчет, что финансовые институты не выполняют своих функций даже наполовину, не приносят общественного блага в виде финансирования бизнеса, объясняет Расул Рысмамбетов.
По его представлению, основной причиной такой неоднозначной ситуации послужило расхищение некоторых банков их собственными акционерами.
«Когда я сам лично защищал поддержку БВУ в виде выкупа их проблемных долгов государством, то базировался на уверенности, что они смогут выйти из кризиса, умерив свои аппетиты и активнее работая в корпоративном секторе. Однако сейчас я вижу, что вместо развития корпоративных услуг банки больше нацелились на беднеющее население. Очевидно, они уже не могут изменить ситуацию в экономике без конкретных правительственных программ», – отмечает финансист.
Между тем, по словам другого эксперта – Алмаса Чукина, – банковский кризис уже преодолен. «Самое четкое определение банковского кризиса – это когда наступает неплатежеспособность банков, то есть неспособность платить по своим обязательствам, мы уже это прошли в начале 2010-х годов», – считает эксперт.
Второе понятие, по его определению, характеризующее упадок банковской системы, – это отсутствие ликвидности.
«То есть когда у банков вроде бы деньги есть, но в силу разных причин недостаточно «живых» денег на счету, чтобы выполнить текущие расчеты. Этой ситуации мы тоже сегодня не наблюдаем», – рассказывает Алмас Чукин.
В свою очередь экономист Олжас Тулеуов приводит анализ финансовых показателей БВУ за последний отчетный квартал.
«Если говорить о текущих результатах деятельности банковского сектора РК, то по состоянию на конец сентября 2019 года доходы БВУ превысили их расходы на 431 млрд тенге. Хотя данная величина и меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 14,7%, тем не менее банки продолжают демонстрировать положительную разницу между текущими доходами и расходами», – поясняет он.
Одновременно за 9 месяцев текущего года наблюдается и рост активов банковского сектора на 6,4%, судного портфеля – на 8,1% и собственного капитала БВУ – на 13,2%.
«С этой точки зрения сложно утверждать о том, что БВУ находятся в состоянии кризиса. Однако совсем по-другому выглядит ситуация, если рассмотреть качество ссудного портфеля», – отмечает экономист.
Он констатирует, что объем неработающих кредитов в банках Казахстана (NPL 90+) за анализируемый период вырос на 18,5%, а их удельный вес в общей сумме займов увеличился с 8,5% до 9,3% с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года.
При этом доля NPL 90+ на 1 января 2019 года составляла 7,38%. «С этой позиции, напротив, можно сказать, что банки находятся как минимум в предкризисном состоянии», – подводит Олжас Тулеуов.
При этом финансовый консультант Расул Рысмамбетов убежден, что реальный NPL 90+ находится на уровне не менее 15-18% от кредитного портфеля. Такой вывод он обосновывает данными о собираемости наличных средств к начисленной процентной прибыли. «Несмотря на ее рост в последние месяцы, все же полагаю, что в значительной степени банковский бизнес сейчас зависит от обработки банками денежных потоков по государственным программам. После AQR, я думаю, что ряд банков отчитается о снижающихся капиталах», – предполагает финансист.
В то же время международное рейтинговое агентство Standard and Poor’s оценивает долю неработающих кредитов в банковском секторе на уровне 20-25%.
Напомним, что в середине октября текущего года председатель Национального банка страны Ерболат Досаев сообщил об утверждении в феврале 2020 года индивидуальных планов корректирующих действий с БВУ по итогам AQR. Вместе с тем по завершении оценки качества активов глава регулятора не исключает создание новой государственной программы по оказанию помощи банковскому сектору.
По этому поводу Расул Рысмамбетов убежден, что некоторые банки сегодня усиленно лоббируют вторую серию госпрограммы финансовой устойчивости. «На фоне продолжающегося кризиса в экономике и начавшегося транзита власти выделять деньги банкам из государственного кармана было бы большой ошибкой», – полагает финансовый консультант.
Тем временем он уверен, что БВУ нужно оказывать нефинансовую помощь. «Ведь есть и другие формы поддержки – облегчение в привлечении иностранных инвестиций, налоговые послабления при списании плохих кредитов. Одним словом, банкам можно и нужно помогать, не выделяя деньги, а просто облегчая им условия, но ни в коем случае не ослаблять пруденциальные требования», – подчеркивает финансист.
Если БВУ точно будут знать, что финансовой поддержки со стороны государства они не получат, то тогда начнут искать другие способы «выживания», считает он. И первым шагом в этом должна стать докапитализация их собственными акционерами. «У нас в Казахстане практически нет акционеров, которые бы не занимались другими видами бизнеса. Поэтому им будет несложно выпустить облигации под залог своих активов и тем самым докапитализировать банки», – добавляет Расул Рысмамбетов.
Наряду с этим экономист Алмас Чукин отмечает, что государство должно все-таки помогать банкам, но не тогда, когда они уже попали в безусловно кризисное положение, а предопределяя его более жесткими регуляторными мерами.
«С теми банками, которые отклоняются от определенных норм поведения или делают бизнес-ошибки, надо разбираться раньше, до того, как созрела серьезная проблема», – говорит он.
Так, по оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, размер дополнительного фондирования казахстанских коммерческих банков после проведения AQR может составить порядка 1 трлн тенге. По прогнозам аналитиков Moody's, БВУ может потребоваться до 600 млрд тенге.
«Очевидно, что в этот раз государство не станет снова брать на себя эту ношу и докапитализировать банки из Национального фонда, потому что общественность, экспертная среда и сам рынок стали более бдительными, требовательными и местами протестными к таким действиям. В связи с этим вполне вероятно, что мы увидим слияние ряда средних и мелких банков в более устойчивые и капитализированные фининституты», – комментирует Олжас Тулеуов.
По его мнению, в предыдущих эпизодах спасти проблемные банки со стороны государства было необходимым решением с точки зрения обеспечения финансовой и экономической стабильности в стране, но далее такую практику следует лимитировать, как минимум путем консолидации банков.
Что касается мер по снижению проблемных активов БВУ, то, на взгляд экономиста, не существует других решений, кроме как более жесткого контроля ведения действующих и выдачи новых займов, выстраивания правильной корпоративной системы управления и пополнения резервов.
«Казахстанский банковский сектор нуждается в развитии рынка секьюритизированных на базе займов ценных бумаг, это позволило бы разделять финансовым институтам свои риски с другими экономическими агентами», – заключает Олжас Тулеуов.
Вместе с тем на недавно прошедшем брифинге в Алматы председатель Национального банка РК Ерболат Досаев заявил, что людей, не имеющих достаточных доходов, ограничат в доступе к кредитованию.
«У меня уже спрашивали, не является ли это достаточно жестким ограничением. Просто без этого завтра возникнут новые проблемы, накопятся новые потребительские займы, по которым скажут, что нет возможности обслуживать, и надо что-то с ними делать. Глава государства дал четкое поручение, чтобы мы до конца года внесли необходимые законодательные изменения. Часть работы мы уже провели», – сообщил руководитель Нацбанка РК.
Источник kapital.kz