От кого зависит цена эквайринговых услуг в Казахстане, и как можно повлиять на ее снижение, объяснил председатель квалификационной комиссии Высшего совета РК Айдын Бикебаев.
«Чрезмерно высокие комиссии за эквайринг (прием платежей по банковским картам) надоели всем. Даже президент Касым-Жомарт Токаев в своём первом Послании отметил. Но улучшения ситуации не предвидится», - констатировал Бикебаев на своей странице в Facebook.
По его словам, у нас налоги для малого бизнеса установлены в размере 3% от выручки.
«А тут только за оплату банковской карточкой забирают столько же. Это чудовищно много. Особенно, учитывая низкую маржу и прибыль во многих бизнесах», - считает Бикебаев.
Определить виноватых на самом деле не так-то и сложно, отмечает он.
Цепочка выгодоприобретателей в данном случае, по его мнению, выглядит следующим образом:
- банк-эквайер, принимающий оплату по банковской карте от покупателя за товар, работу или услугу;
- банк-эмитент, выпустивший для клиента банковскую карту;
- платёжная система (основные - это Visa и Mastercard).
«По простой логике, как часто пишут, виноватым может быть банк-эквайер, который и принимает деньги от покупателя через свой терминал, находящийся в торговой точке. Но на самом деле, львиная часть комиссии (60-80%) уходит банку-эмитенту карточки. Вроде бы по классической формуле «ищите, кому это выгодно», именно этот банк и виноват. Но проблема тут в том, что банк-эмитент не может диктовать банку-эквайеру свои условия и требовать повышенную оплату. Раз выпустил клиенту карточку, значит вынужден беспрекословно зачислять поступившие деньги на счёт клиента. Выходит, единственные, кто мог установить эту огромную комиссию и распределить, кому из банков, сколько причитается с каждого платежа, - это владельцы платёжных систем. Именно они в этой цепочке обладают значительной рыночной властью. К тому же выгода от распределения большей части комиссии в пользу банка-эмитента стимулирует банки увеличивать эмиссию карт этих платёжных систем и, тем самым, укрепляет их доминирующее положение на товарном рынке. Для того чтобы зайти на рынок банковских карт, другим платежным системам необходимо устанавливать для банков-эмитентов еще большую комиссию за интерчейндж (размер комиссии, которую получает банк-эмитент от банка-эквайера). Иначе банки не будут заинтересованы выпускать карты других платежных систем. Как видите, имеется ограничение конкуренции, причем установленное за счет потребителей. Данная версия подтверждается также и тем, что при осуществлении платежей, в которых платёжная система не участвует, взимаются низкие комиссии. А Kaspi Bank проводит такие платежи вообще без какой-либо комиссии. Конечно, доминирующие на разных товарных рынках субъекты могут вводить нужные им условия не напрямую, а посредством использования других субъектов рынка, не участвующих в цепочке, могут стимулировать нужные им действия путём скидок, бонусов и иных материальных выгод.
Тут простор для действий огромный. Но в сути своей эти действия могут быть злоупотреблением доминирующим положением, приводящим к ограничению конкуренции, а если действия были согласованными, то и картелью. Тут уж антимонопольный орган должен поработать.
Другое решение - это регулирование ставки интерчейнджа. Такая практика существует в ряде европейских стран. Тут уж дело за регулятором рынка - Нацбанком.
Дополнительной мерой должно быть налоговое стимулирование за безналичные расчеты. А пока нам остаётся лишь ждать решения этого кейса не в теории, а на практике, удивляясь несуразному размеру комиссии каждый раз, когда оплачиваем банковской карточкой», - написал Бикебаев.
Напомним, ранее мы писали, что Нацбанк проводит все возможные меры по снижению ставки interchange.
Источник prodengi.kz