Курс тенге в значительной степени реагирует на динамику курса рубля, поскольку это влияет на конкурентоспособность казахстанских товаров в рамках Таможенного Союза. Ослабление рубля вынудит Национальный банк Казахстана допустить рост курса доллара к тенге. Главный экономист «ING банка» Дмитрий Полевой специально для LS отметил, что это будет сделано, чтобы не позволить дальнейшего ухудшения конкурентоспособности отечественных производителей против их российских конкурентов.

 

«Курс тенге в значительной степени реагирует на динамику курса рубля, поскольку это влияет на конкурентоспособность казахстанских товаров в рамках Таможенного Союза. Уже сейчас курс пара рубль-тенге опустился до уровней 4,55 против 4,40 до февральской девальвации. По нашему мнению, она во многом была нацелена на обесценение тенге к рублю. Учитывая, что потенциал укрепления рубля крайне ограничен или вовсе отсутствует, а факторов увеличения экспорта в Казахстане без Кашагана нет, то регулятору рано или поздно придется допустить рост курса доллара к тенге. Это сделают, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения конкурентоспособности казахстанских производителей против их российских конкурентов», — заявляет собеседник LS.

 

Как считает Д.Полевой, снижение курса рубля по отношению к американской валюте может стать предпосылкой для ослабления тенге к доллару США. «Возможно снижение спроса на казахстанскую продукцию со стороны России и давление на экспорт. Ослабление рубля косвенным образом простимулирует рост инфляции и ухудшение потребительских и деловых настроений в РФ, а это ухудшает перспективы экономического роста. Учитывая высокую степень зависимости экономики Казахстана от экономики соседа, более низкий рост ВВП в РФ будет оказывать сдерживающее влияние и на динамику экономики Казахстана», — прогнозирует главный экономист «ING банка». В целом, по оценкам российского эксперта, ослабление рубля до уровня 45-50 за доллар США к концу года малореалистично. «Для того, чтобы увидеть такие уровни, нефть должна опуститься до уровней ниже $80-85 за баррель, что с нашей точки зрения вряд ли возможно на более-менее продолжительном горизонте. Дело в том, что для многих ключевых стран-производителей, включая Саудовскую Аравию, breakeven цена находится в диапазоне $90-100 за баррель. Многие проекты могут оказаться нерентабельными при более низких ценах на нефть», — отмечает аналитик.

 

В свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов пояснил специально для LS, что в настоящее время наблюдается управляемое снижение курса рубля. По его данным, Центральный банк России (ЦБ) уже потратил порядка $2 млрд, чтобы данный процесс не принял лавинообразный характер и не спровоцировал панику на валютной бирже. «Целью ослабления рубля является поддержка российских экспортеров и экономики в целом на фоне западных санкций. В настоящий момент сложно сказать до какого уровня может подняться валютный курс, так как процессом управляет правительство и ЦБ. Однако можно предположить, что если в разгар мирового экономического кризиса в 2008 году рубль обвалился примерно на 50% — с 24 рублей за доллар до 36,5 рублей за доллар»,- уточняет аналитик. Д.Лукашов напоминает, что после этого российская валюта почти три года колебалась около отметки 30 рублей. «То есть итоговое экономически обоснованное ослабление курса составило порядка 25%. С начала текущего года рубль обвалился примерно на 20%. Из этого я могу предположить, что если не будет дополнительного ужесточения санкций, то временный «потолок» роста курса уже где-то рядом. Но при этом, конечно, следует учитывать, что сейчас он сильно зависит от мировых цен на нефть», — отмечает для LS российский аналитик. При этом аналитик IFC Markets уточняет, что фактически курс рубля жестко привязан к объему российских валютных резервов и скорее всего будет повторять их динамику. «Пока я не думаю, что нынешнее ослабление рубля на 20% с начала года повлияет на курс тенге. Так как казахстанская валюта уже подверглась девальвации в феврале нынешнего года, как раз примерно на те же самые 20%. В России рубль дорожает плавно, без паники, тогда как в Казахстане все произошло за один день. Поэтому большой интерес к тенденциям валютного рынка абсолютно понятен», — резюмирует Д.Лукашов.

 

Исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана Олжас Худайбергенов напротив считает, что неправильно устанавливать прямую однофакторную взаимосвязь между рублем и тенге. «Ситуация достаточно сложная, точнее даже уникальная, но тем не менее, надо детально разобраться в ситуации и попытаться найти решение. Ранее Нацбанком озвучивалось, что критический для тенге уровень – это 43 рубля за доллар США, после которого возможно сильное давление на тенге в сторону ослабления. Но это теоретическое предположение, которое исходит из того, что ослабление рубля вызвано только экономическими событиями», — поясняет О. Худайбергенов. По его данным, в предыдущие годы ослабление рубля носило исключительно экономический характер, тогда как в 2014 году и, особенно, в последние два-три месяца оно вызвано больше политическими событиями, которые сложно прогнозировать. «Большой вес политического фактора подтверждается тем, что, несмотря на ослабление рубля, импорт из России в 2014 году сильно упал — за январь-август текущего года импорт из России упал на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом тенденция относительно стабильно держится с начала года. То есть ключевое последствие в виде роста импорта из России, как фактор оттока валюты и последующего давления на тенге, не срабатывает. Наоборот, при сохранении тенденции, отрицательное сальдо в торговле с Россией сократится с $12,7 млрд в 2013 году — до $9,7 млрд в текущем году»,- отмечает О.Худайбергенов. О.Худайбергенов дополняет, что ослабление рубля сопровождается ростом цен внутри России. Если ослабление рубля удешевляет товары, то инфляция удорожает, а значит, снижается вероятность роста импорта, считает эксперт. «Россия – не единственный торговый партнер. Ее доля в валовом импорте составила 32,7% за январь-июль, снизившись по сравнению с прошлым годом, когда было 36,3%. Есть еще ЕС и Китай, доля которых составляет 22,1% и 17,7% соответственно. Кстати, евро за последнее время тоже ослабло к доллару США, но с другой стороны, даже его текущий уровень ниже уровня скажем лета 2012 года, или весны 2010 года, и более того, 2005-2006 годов. Валюты других стран наоборот укрепились по сравнению с началом года. Иначе говоря, ослабление пока наблюдается только у рубля», — утверждает аналитик. О. Худайбергенов считает, что Национальный банк Казахстана должен «игнорировать» ослабление рубля.

 

«Пусть тенге укрепится по отношению к рублю, пока не изменятся обстоятельства. А исторический коридор курса тенге к рублю должен сместиться в диапазон 3,5-4,5 тенге за рубль. Если же позже рубль укрепится и текущий диапазон восстановится, то тем лучше для тенге, но даже если этого не случится, то ничего плохого нет. В целом, будем надеяться, что постепенно ситуация на «украинском» направлении улучшится, а взаимные санкции между Россией и ее партнерами будут отменены», - делится своим мнением казахстанский эксперт.