Непредсказуемость китайского режима держит международный финансовый мир в напряжении. Пекин заявил, что слияние фондовых бирж Гонконга и Шанхая «отложено на неопределённый срок». Планируемый биржевой «брак» был детищем премьера Ли Кэцяна, частью его плана экономических реформ. Международные инвесторы возлагали на проект большие надежды. Теперь инвесторы в Гонконге стали подозревать, что напрасно вкладывали капитал.

 

Будет ли всё-таки слияние? Или компартия Китая в очередной раз докажет свою непредсказуемость? Ведь в 2007 году режим уже пытался объединить Гонконг и Шанхай. Что тогда помешало Пекину?

 

Вторая попытка

 

26 октября Гонконгская фондовая биржа объявила, что биржевое слияние Гонконга и Шанхая будет отложено на неопределённый срок. Государственные СМИ Китая попытались успокоить бизнес-сообщество, заявив, что слияние лишь отложено, но не отменено. Тем не менее, биржи отреагировали депрессией и снижением активности.

 

Китайский премьер Ли Кэцян планировал провести объединение ещё в апреле, утверждая, что это важный шаг к открытию рынка капитала в Китае.

 

Потом Китайский комитет по контролю над ценными бумагами (ККЦБ) перенёс слияние на 6 месяцев — на конец октября. После серии технических испытаний, на которых было смоделировано слияние и другие сценарии, предполагалось, что заветной датой станет 27 октября. Однако власти официально никогда не сообщали об этом. Надежды биржевиков стали таять с 25 октября, когда СМИ Гонконга сообщили, что слияние отложено. И, наконец, 26 октября Гонконгская фондовая биржа официально подтвердила это.

 

Фондовый рынок Гонконга, после объявления о «браке» с Шанхаем, за 100 дней вырос на 41%. На следующий день, после официального решения об отмене, он внезапно потерял 4,7%. Перенос слияния разрушил мечты многих международных инвесторов.

 

Много средств было потрачено впустую

 

На подготовку к объединению бирж были затрачены огромные усилия. Многие заинтересованные стороны вложили немало денег и труда: международные инвесторы, финансовые институты и дилеры по ценным бумагам должны были создать технические условия для участия. Надо было заранее установить новое программное обеспечение и набрать кадры. Многие компании в Шанхае и Гонконге пострадали, так уже затратили немало средств. Кроме того, фонд-менеджеры, акционеры и покупатели уже привыкли к мысли о слиянии.

 

Руководитель фонда, который работает в международном инвестиционном банке и пожелал остаться неизвестным, сказал «Великой Эпохе»: «Эта новость стала для нас как гром среди ясного неба. Большинство международных инвестиционных банков не имеют возможности работать на китайском фондовом рынке, который с его объёмом капитала в $4 трлн является очень привлекательным. Для них слияние Гонконга и Шанхая открывало доступ на китайский рынок.

 

Когда пришло известие о переносе слияния, многие инвестиционные банки, такие как Deutsche Bank, Credit Suisse и Citibank, уже потратили много денег, ресурсов и времени на изучение китайского фондового рынка. Были организованы форумы, круглые столы и встречи».

 

«Китай морочит нам голову»

 

Менеджер инвестиционного банка заявил, что китайское правительство в этот раз зашло слишком далеко в своих политических играх: «Международный инвестиционный сектор был обманут пекинским руководством».

 

«Чем дольше откладывается слияние, тем больше потерь несут дилеры ценных бумаг, — сказал старший консультант Asian Capital Holdings Рональд Ван. По его оценкам, около 90% торговцев ценными бумагами в Гонконге хотели бы участвовать в слиянии, и каждый из них вложил, по крайней мере, 2 миллиона гонконгских долларов в техническую и кадровую модернизацию своей работы.

 

Экономический представитель гонконгской Демократической партии Синь Чжун-кай заявил, что руководство в Пекине, отложившее фондовый «брак», навредило само себе: «Две попытки не привели к слиянию. Теперь больше никто не верит в обещания Пекина касательно Гонконга».

 

Почему Пекин остановил биржевое слияние?

 

Эксперт по финансам в Гонконге Ляо Шимин отметил, что предлагаемое слияние было на самом деле частью плана реформ Ли Кэцяна, но теперь его приостановили. По мнению эксперта, режим опасается, что слияние бирж резко увеличит отток капитала из Китая. Это в свою очередь ещё больше ослабит мощь коммунистической партии. Короче говоря, КПК опасается потери контроля над капиталом страны.


Выводы для мирового финансового сектора

 

Ляо Шимин утверждает, что перенос слияния бирж преподаст международным инвесторам ещё один урок по экономической модели китайского режима. КПК не намерена отказываться от полномасштабного контроля всего экономического сектора. «Риск неопределённости в Китае гораздо больше, чем в западных странах. Тот, кто хочет инвестировать в Китай, должен быть готов к большим опасностям», — предупредил эксперт.

 

 

Источник: epochtimes.ru