В Казахстане, в рамках проведенной ревизии налоговых льгот, будут отменены послабления на выплату дивидендов. Об этом и других изменениях в законодательстве в части налогообложения сообщила LS депутат мажилиса Гульжана Карагусова. Напомним, нижняя палата парламента 5 ноября текущего года одобрила законопроект, предусматривающий поправки в законодательные акты по вопросам налогообложения. Согласно законопроекту, была проведена ревизия налоговых льгот «с целью повышения их эффективности». В итоге, из всех льгот на сумму 1,2 трлн тенге исключаются льготы более чем на 200 млрд тенге. «Предлагается исключить освобождение от налогов на имущество и землю для стратегических инвестиционных проектов, так как норма не работала. Также исключить льготы при передаче неработающих активов «Банком развития Казахстана» в «Инвестиционный фонд Казахстана» (7,5 млрд тенге) и льготы по налогообложению дивидендов (177,6 млрд тенге)», – сообщает Г.Карагусова.
Она пояснила, что отмена налоговой льготы на выплату дивидендов вызвана тем, чтобы исключить двойные потери бюджета, поскольку в настоящее время освобождение происходит на двух уровнях: у выплачивающего дивиденды юридического лица, который производит уменьшение корпоративного подоходного налога (КПН), и у физического лица — получателя дивидендов. «В международной практике используется модель освобождения дивидендов только на одном уровне. Кроме того, в международной практике, если юридическое лицо, выплачивающее дивиденды освобождено от налогообложения доходов, то получатель дивидендов не освобождается от налогообложения», – добавляет Г.Карагусова.
Для стимулирования инвесторов, реализующих приоритетный инвестиционный проект в Казахстане, внесена поправка, позволяющая не увеличивать убытки в период действия льготы по уменьшению КПН на 100%. Также для них предлагается дополнительно к освобождению от КПН, освободить и от налога на дивиденды. Кроме того, депутат напомнила, что налоговая льгота, предполагающая освобождение от КПН вознаграждения по финансовому лизингу вводилась с целью стимулирования развития лизинга в стране и снижения ставки. Однако, как замечает Г.Карагусова, на практике этого не произошло. «Уменьшение налогооблагаемого дохода позволяет доходы, полученные от другой деятельности относить на вычеты по деятельности по финансовому лизингу. В связи с чем, бюджет несет двойные потери», – уточняет она.
Также для развития и расширения бизнеса предлагается провести налоговую амнистию и освободить предпринимателей от пени и штрафов. «Планируется списать пени, числящиеся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченные по состоянию на 1 октября 2014 года», – поясняет Г.Карагусова. По ее данным, в части налоговой политики вносится ряд изменений. В частности, местному самоуправлению для повышения их самостоятельности передается индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИП), налоги на имущество, на транспорт и землю, уплачиваемые физлицами. Также освобождаются от налога на добавочную стоимость (НДС) не подлежащие лицензированию медицинская помощь и ветеринарные услуги. Наряду с этим уточняется порядок обложения рентным налогом в рамках Таможенного союза. Для стимулирования сельхозпереработки и роста конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса РК, реформируется порядок их налогообложения. Таким образом, от ИПН освобождаются доходы личных подсобных хозяйств при реализации продукции перерабатывающим предприятиям или специализированным сервисно-заготовительным центрам.
При этом Г.Карагусова уточняет, что данную норму предлагается ввести на период до 3-х лет. Вместе с тем, для стимулирования развития сельского хозяйства РК предполагается до 2020 года субсидировать НДС сервисно-заготовительным центрам при закупе сельхозпродукции у неплательщиков НДС (личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства). При этом ставки единого земельного налога для крестьянских хозяйств будут увеличены в два раза, а для юрлиц, применяющих специальный налоговый режим, в пять раз. «В целом налоговая нагрузка не повышается, в связи с тем, что для юрлиц-сельхозпереработчиков, работающих в общеустановленном режиме, устанавливается ставка социального налога в размере 6,5% с предоставлением дополнительного вычета по фонду отплаты труда, а для плательщиков единого земельного налога предоставляется освобождение от платы за эмиссию в окружающую среду», – добавила парламентарий. Стоит отметить, что в целях нивелирования возросшей налоговой нагрузки для юридических лиц-сельхозтоваропроизводителей депутаты внесли поправку, предусматривающую снижение ставки платы за эмиссии в окружающую среду с 0,009 до 0,001.
Для усовершенствования налогового администрирования в законодательство РК будут внесены некоторые изменения и дополнения. Так, будут исключены требования по использованию списков налогоплательщиков, признанных бездействующими, и информация о них будет использоваться онлайн.
Также вводятся нормы предусматривающие особенности составления налоговой отчетности и обязательства по предоставлению налоговыми агентами информации о доходах, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции личного подсобного хозяйства. В рамках борьбы с теневой экономикой всех плательщиков НДС обяжут использовать контрольно-кассовые машины с SIM-картами и вводить электронные счета-фактуры. В целях противодействия теневой экономике предусмотрены нормы по обязательному применению для всех плательщиков НДС.
Депутат мажилиса подчеркнула, что блок вопросов законопроекта направлен на упрощение регистрационного учета налогоплательщиков. «Чтобы предотвратить факты постановки на регистрационный учет по НДС потенциальных «лжепредприятий» и защитить добросовестных налогоплательщиков от их деятельности, вводятся дополнительные критерии проверки, которые могут быть основанием для снятия с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа. Критерии вводятся для лиц, состоящих на регистрационном учете по НДС, а также при обязательной и добровольной постановке на регистрационный учет по НДС», – сообщила Г.Карагусова.
Изменения в законодательство также предполагают упрощение налоговых процедур. Так, ИП может сняться с учета без проведения документальной проверки и камерального контроля, сокращается количество документов, необходимых для снятия с учета ИП, допускается автоматическое снятие с учета, если ИП не предоставлен очередной расчета стоимости патента или истекли 60 дней со срока его представления. Кроме того, появляется возможность представления отдельных видов налоговых заявлений и форм налоговой отчетности (за исключением НДС) через Центры обслуживания населения. Также депутатами внесены поправки, направленные на стимулирование хозяйствующих субъектов для оказания безвозмездной помощи при строительстве и проведении «ЭКСПО – 2017″.
В частности, введено понятие «целевого вклада» для организаций, осуществляющих проведение международных официальных выставок на территории Казахстана.