Несмотря на все разговоры о необходимости положить конец эре «слишком больших для банкротства банков», спустя 6 лет после катастрофы в банковской системе пять крупнейших финансовых организаций контролируют 44% активов американской банковской системы, по данным SNL Financial. Весь объем активов банков США составляет $15,3 трлн. Так, по данным на 30 сентября 2014 года банки JPMorgan Chase, Bank of America, Wells Fargo, Citigroup, US Bancorp контролируют активы на общую сумму $6,8 трлн. Об этом говорится в статье Forbes.

 

Среди этих банков активы распределяются следующим образом: на JPMorgan приходитсябан более $2 трлн., или 13,1%, на Bank of America – $1,5 трлн., или 9,9%, на Wells Fargo – немногим менее $1,5 трлн., или 9,7%, на Citigroup – $1,4 трлн., или 9,0%, на US Bancorp – $387 млрд., или 2,5%.

 

Проведенный SNL анализ, который охватывает только коммерческие банки, свидетельствует о росте концентрации в банковской отрасли за последние 20–30 лет. Так, в 1990 году пять крупнейших американских банков имели в управлении менее 10% всех активов отрасли. С тех пор значение этого показателя стабильно росло – лишь в 1990–2000 годы наблюдалась пауза, а в 2008–2009 годы снижение.

 

В 1990 году Citibank был крупнейшим банком по размеру активов. За ним следовали Bank of America и Chase Manhattan. Однако несложно проследить, как за последние 24 года на первое место вышел JPMorgan: в 1990 году он слился с двумя банками, Morgan Guaranty Trust Company of New York и Manufacturers Hanover Trust Company.

 

Хотя лидерами следующего раунда консолидации банков окажутся уже не «слишком крупные организации для того, чтобы обанкротиться». Федеральная резервная система установила правила, запрещающие слияния, в результате которых новые компании смогут сосредоточить в своих руках более 10% всех обязательств отрасли. Это нововведение начнет работать в 2015 году. Таким образом, сделки наиболее вероятные среди банков второго уровня и региональных кредитных организаций, которым новые правила, возможно, окажутся на руку. Согласно статье, недавнее поглощение BB&T компании Susquehanna достаточно хорошо иллюстрирует тенденции последнего времени в американской банковской отрасли. Сумма этой сделки составила $2,5 млрд. За два месяца до этого организация BB&T приобрела банковские отделения в Кентукки и Техасе. Теперь в руках BB&T также окажутся еще 245 отделений в центральной Атлантике и активы в объеме $18,6 млрд.

 

В течение некоторого времени до глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов крупнейшие банки получали выгоду от наращивания активов. По данным SNL, средняя рентабельность активов крупных банков в 1999–2006 годы была выше, чем у остальных игроков рынка. Ее пик пришелся на 2004 год, когда она оказалась на уровне 1,4%, в то время как медианная рентабельность по отрасли – на уровне 1,0%. Правда, с тех пор эта разница заметно снизилась, как и сама рентабельность. По итогам января-сентября 2014 года, для крупнейших пяти банков этот показатель в среднем составляет 0,9%, а для всех банков вместе взятых – 0,85%.

 

В статье Wall Street Journal, которая также посвящена крупным американским банкам, говорится о том, что резкое снижение цен на нефть, наблюдаемое в последние недели, может оказаться сильной угрозой крупнейшим американским банкам со времен глобального финансово-экономического кризиса. Статья ссылается на отчет Криса Котовски, аналитика Oppenheimer.

 

По оценкам Котовски, на энергетические компании и связанные с ними фирмы приходится от 7% до 21% коммерческих кредитов крупных банков – в зависимости от банка, и от 2% до 8% совокупных кредитных портфелей крупных банков. При этом провести прямое сравнение банков практически невозможно, поскольку они по-разному оценивают свои риски в энергетическом секторе. Многие банки всего лишь приводят объемы своих кредитных «обязательств» перед энергетическими компаниями и их подрядчиками, которые оказывают им услуги по добыче нефти и газа. Эти обязательства могут существенно различаться.

 

 

Источник: bankir.ru