В совместном заявлении правительства РК и Нацбанка, распространенном в конце декабря 2014 года, сообщалось, что власти не допустят резких колебаний обменного курса национальной валюты. Считают ли финансовые аналитики, что это обещание правительство сможет сдержать — об этом они рассказали в опросе Kursiv.kz. Пессимист

 

Василий Якимкин, ведущий аналитик компании FIBO Group, хочет верить в лучшее, но риски по его мнению достаточно серьезны:

 

«Согласно оптимистическому сценарию валютный курс тенге составит в 2015 году 186 тенге за $1. А уровень инфляции ускорится до 7,1% в следующем году. Однако для реализации такого сценария требуются сильнейшие допущения в плане эволюции валютного рынка страны, которые обладают недостаточными уровнями вероятности. Поэтому уделим большее внимание пессимистичному сценарию, когда НБ РК не удастся защитить уровень USD/KZT = 186 и курс понизится до отметки 210 тенге за $1. И на этот вариант развития событий есть несколько резонных доводов.

 

Во-первых, на глобальных валютных рынках начинает устанавливаться среднесрочный и даже долгосрочный бычий тренд по американскому доллару. Причина тому – снижение цен на товарных рынках и ожидания ужесточения Федеральной резервной системой (ФРС) США кредитно-денежной политики. Известные и апробированные авторегрессионные модели (АРСН) с условной гетероскедастичностью дают примерно следующие уровни волатильности на 2015 год по основным валютным парам, которые будут оказывать заметное влияние и на валютный рынок Казахстана. Так, изменчивость доллара США и китайского юаня вряд ли превысят 5%, доллара и евро (или швейцарского франка) – 7–10%, иены – 16%, тенге – 30% и рубля – 50%. Видим, что казахстанский тенге и российский рубль из всех рассмотренных выше валют наиболее подходят для роли «мальчиков для битья». То есть девальвация может произойти в любой месяц 2015 года, если обнаружится существенное снижение золотовалютных резервов Казахстана. Здесь многое будет определяться правильными тактическими ходами главного регулятора страны.

 

Во-вторых, главный экономический партнер Казахстана – Россия находится не в лучшей форме. Вопрос в том, насколько провалится в рецессию экономика РФ и сумеет ли тенге выдержать давление слабеющего рубля. Если рецессия в РФ ограничится в размерах падением ВВП в диапазоне 0,5–2,0%, то существующие валютные резервы РК могут позволить НБ РК удержать уровень 186 тенге за $1. Если же рецессия в России подберется к отметке -5% и примет затяжной характер, то, вероятно, тенге будет девальвирован примерно на 30–50%.

 

В-третьих, экономика Китая плавно замедляется, что также есть не очень хорошо для казахстанской валюты, которая испытает дополнительное давление по этому факту. Да и прогноз по мировой экономике уже заложен в цену тенге, и он (прогноз) не претерпит существенных изменений.

 

И, наконец, в-четвертых, динамика цен нефти и цветных металлов. Пока мировые цены на нефть остаются низкими, наиболее устойчивыми выглядят доллар США и китайский юань. Только в случае роста нефтяных цен валюты нефтедобывающих стран – России и Казахстана окажутся в поддержке. Но сейчас политика ОПЕК такова, что надо рассчитывать скорее на дальнейшее падение цен на черное золото, нежели на их отскок вверх. И хотя правительство Казахстана разработало планы действий на случай снижения стоимости нефти даже до $40 за баррель с целью выполнения всех взятых на себя социальных обязательств, реалии могут потребовать девальвации тенге в указанных выше пропорциях, чтобы социалка в стране не страдала».

 

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «ФИНАМ», считает, что риски для нацвалюты высоки:

 

«Тенге не является свободно конвертируемой валютой с плавающим курсом. По сути, курс национальной валюты Казахстана определяется ЦБ и, в виду наличия большого объема ЗВР, может существенно отличаться от фундаментально обоснованного. При этом, как показывает практика, ЦБ Казахстана для сохранения конкурентоспособности экономики готов агрессивно девальвировать валюту по отношению к доллару вслед за изменившимся кусом рубля к доллару. С этой точки зрения, риск девальвации тенге в 2015 году еще на 20-40% от текущих уровней очень высок — его я оцениваю в 50-60%. В оптимистичном варианте развития событий курс останется неизменным».

 

 

Источник:  КУРСИВъ