Fitch Ratings отмечает, что девальвация азербайджанского маната негативно скажется на капитализации банковского сектора страны. Банки Азербайджана имеют большое количество кредитов в иностранной валюте и подвержены убыткам по коротким валютным позициям. Усиление долларизации экономики и балансов банков означает, что валютные риски в секторе будут существенными в среднесрочной перспективе.

 

В конце 2014 г. банковская система страны имела значительную короткую валютную балансовую позицию в размере 1,7 млрд. долл., или 43% капитала системы. Мы считаем, что такая позиция была захеджирована лишь частично, что делает капитал банков в существенной мере подверженным риску снижения курса национальной валюты. Короткие позиции на балансах банков, вероятно, еще больше увеличились с начала 2015 г., так как вкладчики переводили сбережения в иностранную валюту. Этот эффект мог быть частично компенсирован валютными свопами, которые с января предлагает центральный банк страны.

 

Несколько банков понесли значительные потери в результате девальвации и собственных существенных открытых коротких валютных позиций. По нашим оценкам, некоторые банки, возможно, нарушили регулятивные требования по достаточности капитала, однако мы считаем, что регулятор может дать разрешение на некоторое отступление от требований, чтобы помочь банкам формально выполнять их, как это было в России.

 

Валютные кредиты на конец 2014 г. составляли 27% всех кредитов в секторе (около 33% после девальвации). По нашим оценкам, девальвация должна была увеличить активы, взвешенные с учетом риска, приблизительно на 9% для банковской системы в целом. Это приведет к сокращению на немногим менее 2 п.п. общего показателя достаточности регулятивного капитала по сектору, который на конец 2014 г. был на высоком уровне в 19%. В то же время данный эффект, вероятно, будет различаться от банка к банку. Банки с более высокой, чем в среднем, долей валютных кредитов могут испытать более значительное давление на капитал.

 

Постепенное ухудшение качества активов по валютным кредитам является вероятным, в особенности, поскольку большинство заемщиков по таким кредитам имеют ограниченный доступ к валютной выручке. Потенциальная уязвимость качества активов и капитализации банков, а также цикличность зависимой от нефти экономики Азербайджана уже отражены в низких рейтингах устойчивости у банков, преимущественно в категории «b».

 

Девальвация является в целом нейтральным моментом для суверенного кредитного профиля. Она будет способствовать бюджетной и внешней корректировке, что позитивно на фоне снижения цен на нефть. Резкое повышение реального эффективного обменного курса маната в результате снижения в 2014-2015 гг. курсов российского рубля и турецкой лиры, если бы оно продолжалось, оказало бы негативное влияние на меры по развитию ненефтяной экономики в Азербайджане. В то же время такой неожиданный шаг скажется на доверии к властям внутри страны. Кроме того, это несет риск проявления условных обязательств, особенно в банковском секторе, хотя очень сильный государственный баланс Азербайджана обеспечивает значительный запас прочности. Так, Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики («ГНФАР») составляет 37,1 млрд. долл., что эквивалентно 49% ВВП на конец 2014 г.

 

21 февраля Центральный банк Азербайджанской Республики установил курс на уровне 1,05 маната за долл. США в сравнении с 0,78 ранее, что соответствует девальвации на 34%.

 

 

Источник: Мир финансов