Какие бы мантры мы ни говорили, что девальвации не будет, население не верит, т.к. все, включая национальные компании, сидят в долларовых депозитах, отметила председатель правления Народного Банка Казахстана Умут Шаяхметова, выступая на панельной дискуссии «В ожидании девальвации» на финансовом саммите CFO Ideas Exchange & Networking. — Мы видим, как основная масса депозитов перевернулась из тенге в доллары, и она не возвращается обратно. Законы экономики никто не отменял и необходимо принимать быстрые и правильные решения, ведь цена вопроса очень велика. Чем и какими методами мы будем пытаться удержать эту девальвацию или вернуть доверие к тенге... Прямой – это цена вопроса наших золотовалютных резервов, которые идут на поддержку курса тенге и второй вопрос – регулирование. И то, что мы сейчас слышим, что Нацбанк хочет ввести запреты на обменники, запреты на валютное регулирование, то есть покупка долларов только под определенные контракты — это то, что мы делали 15 лет тому назад, это возврат на десятилетия назад.
Насчет идеи, чтобы государство гарантировало тенговые депозиты, и в случае девальвации обеспечило возмещение из Нацфонда этого курса девальвации, г-жа Шаяхметова категорически заявила: «Это утопия, это совершенно антигосударственные, антинациональные предложения. Это и физически, и технически неосуществимо, и самое главное, это опять-таки цена вопроса, все ложится на наши резервы, на Нацфонд». Спикер призывает жить в реальности, признавать ее, говорить об этом. По ее мнению, «весь бизнес это уже понимает, население понимает. «Прошлогодняя девальвация, когда это произошло как гром среди ясного неба, и та девальвация, о которой мы сегодня говорим, — разные вещи, сегодня она ожидаемая, люди подготовились».
Банкир считает, что сегодня все готовятся к разным стресс-сценариям — и физические лица, и малый и средний бизнес, и крупные предприятия, и банки. «Мы это видим, видим, каким образом хеджируются те или иные субъекты экономики, мы уже видим оценку рейтинговых агентств, одна из которых заявила, что коррекция курса произойдет в ближайшее время. Но опять-таки, тем, что мы держим, не объясняя, не давая более полного обоснования и говоря, нет-нет, девальвации не будет, а она потом все равно произойдет — еще больше порождает недоверие и тогда те, кто проводит эти политики, не понимают, что происходит, поэтому нужно все спокойно объяснять, считает она.
— То есть мы сидим как островок стабильности, но это очень дорого для экономики нашей страны, — подчеркнула Умут Шаяхметова. — И тратить резервы на поддержку российской экономики сегодня совершенно неправильно, потому что когда мы ждем через госпрограммы, через элементарную поддержку курса, эти деньги потом все равно уходят на покупку российских товаров, поэтому надо просто подготовиться и спокойно воспринимать это. Считаю, никакой трагедии в этом нет».
К слову, что касается мер по снижению долларизации экономики Казахстана, Национальный Банк совместно с правительством разработал План мероприятий на ближайшие два года, в который вошли три основных стратегических направления — обеспечение макроэкономической стабильности, развитие безналичных платежей и сокращение теневого оборота, и приоритет национальной валюты над иностранной. По первому направлению предусмотрены меры по диверсификации экономики и повышению казахстанского содержания в производимых товарах, работах и услугах. По второму направлению — меры по развитию безналичных платежей. По третьему — увеличение размера гарантирования по депозитам населения в национальной валюте с 5 млн. тенге до 10 млн. тенге, снижение ставки вознаграждения по депозитам населения в иностранной валюте до 3% годовых, предоставление банкам ликвидности и оздоровление банковского сектора, установление запрета на указание цен в иностранной валюте (в том числе в условных единицах).
Снижение уровня долларизации экономики представляет собой длительный процесс, успешная реализация которого возможна при постоянной и планомерной работе с использованием комплекса взаимосвязанных мер и совместных усилий не только Правительства и Национального Банка, но и всех субъектов экономики.