Нет другого такого числа, которое бы так пугало банкиров, как "311". Дело в том, что это номер статьи в законе "О борьбе с терроризмом в США" от 2001 г. (Patriot Act of 2001), которая дает министерству финансов право использовать самые жесткие санкции против тех, кто с его точки зрения содействует или совершает финансовые преступления (в первую очередь отмывание денег) в любой точке мира. Для финансовых компаний попадание под санкции "статьи 311" сродни смертельному приговору.

 

Последней жертвой этого закона в марте стал инвестиционный банк Banca Privada d’Andorra (BPA), базирующийся в Андорре, одном из карликовых государств Европы.

 

Санкции привели к фактическому исключению банка и всех его "дочек" из американской финансовой системы. Другими словами, к запрету любых транзакций с американским долларом (чрезвычайно важный аспект деятельности любого банка).

 

С тех пор испанское подразделение BPA было ликвидировано, а по отношению к "родительской" компании власти Андорры ввели внешнее управление.

 

FinCEN (специальное подразделение Министерства финансов США, которое включает финансовые компании в "черный список") обвинило банк в содействии отмыванию денег из Китая, России и Венесуэлы.

 

В обвинении также говорится, что высокопоставленные менеджеры осознанно помогали проводить незаконные транзакции, включая платеж на сумму в 20 млн евро ($22 млн) китайского клиента, связанного с преступной группой, занимающейся торговлей людьми. Согласно данным британского журнала The Economist глава банка в настоящее время находится под арестом в Андорре.

 

Акционеры BPA отрицают все обвинения американцев, утверждая, что финансовая организация с 2003 г. регулярно проверялась против отмывания денег аудиторскими фирмами KPMG и Deloitte.

 

Они также сомневаются, что американские власти учитывали последствия своих действий на деятельность банка, который, как они настаивают, не принимал участие в преступных транзакциях.

 

Несмотря на то, кто прав в этой истории, имеются несколько причин, для того чтобы поставить под сомнение использование "статьи 311". К счастью, FinCEN не так часто применяет это "ядерное оружие": за 13 лет лишь 12 финансовых организаций и четыре страны попали в "черный список".

 

Когда определяется цель, то она, как правило, стратегически незначительная. "Они обычно ударяют своей огромной кувалдой по небольшим орешкам", - говорит адвокат, участвовавший в одном из подобных дел.

 

Некоторые видят в этом двойные стандарты Америки. Удивительно, но "статья 311" не использовалась против банков в таких стратегически важных странах Ближнего Востока (где отмывание денег является чуть ли не обычным делом), как Объединенные Арабские Эмираты, или против банков западных стран, включая саму Америку (где транзакции по отмыванию денег также происходят часто и о них всем известно).

 

Адвокат, который сообщил американским властям о схемах по отмыванию денег в Бахрейне и Саудовской Аравии, утверждает, что они не проявили к предоставленной им информации никакого интереса.

 

Америка использует положения "статьи 311" исключительно "по политическим причинам", считает эксперт по финансовым преступлениям из австралийского университета Гриффис Джейсон Шарман.

 

Другим вызывающим тревогу моментом "статьи 311" является отсутствие обязательного предоставления общественности или даже суду найденных фактов совершения преступления. Это чисто административная, а не судебная процедура.

 

Лишь министерство финансов знает, насколько веские и надежные у него доказательства. Причем, если позже оказывается, что попавший под санкции банк не совершал ничего противозаконного, исправить причиненный ущерб уже практически невозможно.

 

В 2005 г. базирующийся в Макао банк Banco Delta Asia в рамках "статьи 311" попал под подозрение в предоставлении помощи Северной Корее в обходе введенных против нее международных санкций.

 

Другие американские министерства выступали против этих обвинений, опасаясь, что они могут повредить проходившим в то время мирным переговорам с Пхеньяном.

 

Но даже после того, как Министерство финансов США отозвало все свои претензии, другие банки до сих пор отказываются вести бизнес с Banco Delta Asia, превратив невиновный банк в финансового изгоя.

 

 

Источник: Вести Экономика