Расширение коридора обменного курса предсказуемо вписалось в запланированную стратегию Нацбанка по переходу к плавающему тенге. Оценивая заявление главы регулятора Кайрата Келимбетова, управляющий партнер Ideal Event Ботагоз Жуманова в интервью LS заявила, что Казахстан пока не готов к такому серьезному шагу. — Ботагоз, как вы считаете, чем продиктована подобная мера со стороны регулятора?
— Нацбанк уже довольно длительное время понемногу снижает курс тенге. В первую очередь это связано с влиянием внешних экономических и геополитических факторов. Их невозможно игнорировать, но можно смягчить. Причем со временем эти факторы нисколько не ослабевают, а, напротив, усиливаются. Становится очевидно, что внешние проблемы никуда не рассосутся сами собой. В прошлом году регулятор провел 20%-ную девальвацию и снял накопившееся напряжение. Расширение валютного коридора уже в этом году говорит о том, что снижение курса продолжится, но теперь все будет происходить не одномоментно, а постепенно. Это делается, чтобы не накапливать новый дисбаланс.
Рано или поздно курс тенге подошел бы к верхней планке коридора. Я считаю, что у Нацбанка в этом случае было два выбора: либо двигать коридор, либо отменять его вовсе. Надзорный орган выбрал первый путь.
— Как думаете, через какое время Казахстан перейдет на плавающий курс нацвалюты?
— Я считаю, что Нацбанк точно еще пока не готов к переходу на плавающий курс. Регулятор со своей стороны должен внедрить меры по дедолларизации экономики страны и получить результат. Кроме этого, необходимо более-менее внедрить механизмы инфляционного таргетирования. Помимо этого, правительство должно еще быстрее активизировать структурные реформы экономики. Если мы будем, как и прежде, в основном экспортировать сырье и импортировать большую часть товаров, которые потребляем, наша валюта всегда будет очень слабой и центральный банк тут ничего не сможет поделать. Об этом вам скажет любой экономист, это классика жанра.
— Как вы считаете, как расширение коридора скажется на обменном курсе тенге?
— Данный шаг даст возможность плавно снижать курс нацвалюты по мере необходимости.
— Стоит ли ждать, что «на панике» население начнет вновь скупать доллары и переводить депозиты в валюту?
— Казахстанцы уже начали потихоньку отходить от шоковой девальвации 2014 года и перекладываться в тенге. Это подтверждает статистика за последние месяцы. Согласно данным регулятора, только за май 2015 года объем депозитов в национальной валюте увеличился на 7% до 5472 млрд тенге (юридические лица — рост на 8,2%, физические лица — рост на 3,3%), в иностранной валюте снизился на 2,6% до 5974,8 млрд тенге (юридические лица — снижение на 4,0%, физические лица — снижение на 1,1%).
Возможно, первая реакция на расширение коридора приостановит этот процесс. Но как только люди привыкнут к новому курсу, население начинает «голосовать» за тенге. Так было и после прошлых корректировок курса — сначала бегство в иностранную валюту, затем возврат в тенговые депозиты. Причина проста: тенговые депозиты более привлекательны. Верными валютным депозитам будут те, кто целенаправленно копит на покупку недвижимости.
— А как новый коридор скажется на конкурентоспособности казахстанских товаров? В прошлом году некоторые очень просили девальвировать тенге, чтобы конкурировать с российскими производителями...
— Здесь нет никакого однозначного вопроса — большинство макроэкономических факторов не зависят от Нацбанка. Возможно, коридор уже вообще надо было отменить. Полагаю, что регулятор таким образом перестраховался и указал верхнюю планку, чтобы у участников рынка не было высоких девальвационных ожиданий. Это своего рода сигнал о том, что, мол, медленно снижаем тенге по мере необходимости, девальвации резкой не ждите.
Что касается конкурентоспособности отечественных товаров, то именно курс тенге в данном случае не играет критической роли. У наших производителей достаточно системных проблем помимо валютных рисков — они малоэффективны, привыкли к постоянной господдержке и низкой конкуренции. Все эти проблемы начали проявляться на фоне повышения конкуренции в рамках Евразийского экономического союза и еще до вступления в ВТО. Дальше будет сложнее.
Нашим предприятиям не за курсом надо следить, а за своей эффективностью в работе, в том числе за расходами, маркетингом и прочим.
Источник: Финансовый журнал LS