Симпозиум Федерального резервного банка Канзас-Сити (одного из 12 ФРБ, входящих в Федеральную резервную систему США - ФРС) в этом году проходил, как всегда, на горном курорте Джексон-Хоул в штате Вайоминг, посреди Скалистых гор американского Запада. В этом году он привлек к себе пристальное внимание аналитиков и СМИ - несмотря на отсутствие там многих ключевых фигур, в том числе председателя ФРС Джэнет Йеллен и президента Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги. В Джексон-Хоул съехалось множество других топ-банкиров со всех концов света. Все ждали от творцов монетарной политики сигналов, касающихся дальнейших действий главных центробанков планеты: симпозиум состоялся по горячим следам биржевой лихорадки, вызванной опасениями за экономику Китая и экономику мира в целом. Что дальше - повышение учетных ставок или продолжение политики «дешевых денег» в качестве страховки от новой рецессии?
В этом плане действия центробанков неодинаковы: ЕЦБ, равно как и центробанки Китая, Японии и России, идут по пути снижения учетных ставок, чтобы поддержать хромающие экономики своих стран, а американцы и англичане, наоборот, готовятся к повышению ставок, поскольку их экономики уверенно растут. На днях появилась уточненная цифра роста ВВП Соединенных Штатов во втором квартале: 3,7%. Безработица держится на низком уровне - 5,3%. Все остальные макроэкономические показатели тоже указывают на стабильное выздоровление экономики США после «Великой рецессии» 2008-2009 годов.
Единственное, что несколько беспокоит ФРС, - это инфляция, которая... слишком мала: она недотягивает до желательной двухпроцентной отметки, в июле она составила лишь 1,2%. Еще одна проблема: рост оплаты труда отстает от роста экономики. Эти факторы, а также замедление экономики Китая и плохая ситуация в Японии и Европе, могут стать причиной отсрочки более высоких учетных ставок, которые ФРС планировала ввести уже в сентябре. Сейчас речь идет (но только в кулуарах) о декабре или, самое раннее, октябре.
Джэнет Йеллен, возможно, не участвовала в банкирском симпозиуме потому, что не хотела выступать с какими-либо предсказаниями относительно будущих действий Федерального резерва. Его комитет по открытым рынкам проведет свое заседание совсем скоро, 16-17 сентября, и тогда-то мир узнает, что будет дальше происходить с американской учетной ставкой, американскими ценными бумагами и американской валютой. Если ключевая ставка будет повышена, приток денег в американские активы неизбежно усилится, а курс доллара повысится. Центробанк США считает это нежелательным сценарием, т.к. дороговизна доллара будет тормозить американский экспорт. Мало радости от укрепления доллара будет и для России и других развивающихся рынков с уязвимой валютой.
В отсутствие г-жи Йеллен главный доклад на симпозиуме сделал ее заместитель Стэнли Фишер. Он заявил, что ФРС предвидит некоторое повышение инфляции в США, что позволит центробанку постепенно повышать учетные ставки (ключевая ставка ФРС находится практически на нулевой отметке с 2008 года с целью поддержки экономики «дешевыми деньгами»). Фишер считает, что негативные факторы идут на убыль - в их числе он назвал удорожание доллара, падение цен на нефть и отставание зарплат от экономического роста. Если он прав, то для России перспективы доллара и нефти - свет в конце туннеля.
Оптимизм Стэнли Фишера разделяет управляющий Банком Англии Марк Карни, который заявил на симпозиуме, что он тоже видит идущую вверх траекторию инфляции и не считает нужным ждать, пока она преодолеет двухпроцентный рубеж, - повышать ставки надо уже сейчас. По мнению экономистов, в Англии учетная ставка будет повышена в первом квартале 2016 года.
Низкая инфляция - проблема не только Англии и США, с ней сталкиваются сегодня многие страны, и решению этой проблемы может помешать спад (или значительное замедление) китайской экономики. По словам Фишера, ФРС как никогда пристально следит за состоянием экономики КНР - второй по величине в мире после американской. Фишер этого не упомянул, но американские эксперты сейчас высказывают мнение, что истинная экономическая ситуация в Китае намного хуже, чем официальные данные, которые публикует китайское правительство.
Не дай Бог, чтобы рухнул китайский колосс: он потянет за собой всех. И не в последнюю очередь - Россию.