Участники встречи группы стран G20 признают, что они не смогли ускорить проведение реформ, несмотря на предупреждения о рисках для мировой экономики Крупнейшие в мире индустриально развитые страны и развивающиеся экономики пытаются предотвратить очередной глобальный спад после почти десяти лет медленного роста.
Правительства в разных частях планеты — от Турции до Бразилии — не смогли провести обещанную экономическую реконструкцию, необходимую для стимулирования роста и укрепления доверия инвесторов. Многие страны пытаются сегодня избежать рецессии и вынуждены бороться одновременно с разными встречными ветрами, в том числе с замедлением в Китае, способным затолкать глобальную экономику в колею медленного роста.
«Показатели роста слишком низкие, производительность слишком низкая, торговые показатели слишком низкие, инвестиции слишком низкие, слишком мало инвестиционных проектов, а высокие показатели демонстрирует только безработица», — заявила здесь, в Анкаре, в конце прошлой недели директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde) после продолжавшихся два дня переговоров с главными мировыми экономическими чиновниками.
Чиновники из стран группы G20, представляющие ведущие экономики мира, признают свою неудачу в попытке принятия необходимых мер, несмотря на звучавшие в течение многих лет предупреждения относительно тех рисков, с которыми сталкивается глобальная экономика.
«Истинное положение дел таково, что реальные изменения проводились недостаточно быстро, — подчеркивает управляющий Резервным банком Индии Рагурам Раджан (Raghuram Rajan) и предупреждает: расчет на проводимую центральными банками политику дешевых кредитов для стимулирования роста способствует усилению глобальной рыночной волатильности. «Мы все больше должны сосредотачивать свои усилия на создании устойчивого внутреннего роста, а это оказывается более сложной задачей, чем мы думали», — добавил он.
Страны, входящие в группу G20, ранее в этом году начали реализацию плана в объеме 2 триллионов долларов, направленного на оживление слабого глобального восстановления. Они обещали добавить приблизительно два процентных пункта к глобальному валовому продукту за пять лет, и сделать это они намерены за счет реструктурирования своих экономик с целью усиления конкуренции, производительности и спроса, в том числе с помощью новых инфраструктурных проектов.
Поддерживаемые МВФ и получившие масштабные вливания в результате политики количественного смягчения, проводимой центральными банками Соединенных Штатов, Европы и Японии, эти страны представили длинный список предполагаемых политических шагов, которые, по их словам, увеличат глобальный рост. Однако большая часть их усилий по своим результатам оказались далекими от обещаний. Развивающиеся экономики, помогавшие разгонять глобальную экономику в течение многих лет, сегодня скатываются назад, тогда как передовые экономики пробуксовывают.
Г-жа Лагард в конце прошлой недели предупреждила о том, что принимающие решения высокопоставленные политики должны действовать, руководствуясь обновленными представлениями о неотложности. МВФ снижает свои прогнозы относительно глобального роста до самого низкого уровня после финансового кризиса, а также предостерегает о том, что сочетание опасных факторов, таящихся в глобальной экономике, может стать причиной «значительно более слабых перспектив», если не будут предприняты согласованные действий со стороны стран группы G20.
В то время как передовые экономики, согласно прогнозам, ожидает незначительный рост, «перспективы для развивающихся экономик выглядят более слабыми», — отметила глава МВФ.
Турция, принимавшая у себя участников встречи в качестве председателя группы G20, наглядно демонстрирует те вызовы, с которыми сталкиваются многие крупнейшие экономики планеты.
В конце прошлого года правительство Турции планировало стать влиятельной глобальной державой, способной занять ведущее место в реализации повестки дня крупнейших экономик мира.
Спустя год политические беспорядки не позволяют реализовать эти планы, и Анкара оказалась неспособной провести экономическую перестройку, необходимую для возвращения доверия инвесторов. Менеджеры международных фондов вывели около 6 миллиардов долларов из турецких акций и правительственных облигаций в этом году, поскольку экономисты предсказывают рост экономики ниже 2,5%, а правительство предупреждает о том, что оно, вероятно, не сможет реализовать намеченные планы и добиться роста в 3%.
«Если в стране существуют политические проблемы, то это становится причиной возникновения определенных экономических трудностей», — отметил вице-премьер Турции Джедвед Ильмас в конце работы группы G20.
Назначенные на ноябрь досрочные выборы продлевают существование вакуума лидерства в Анкаре, тогда как правительство вынуждено вести войну на два фронта — против Исламского государства и курдских повстанцев. В понедельник Турция осуществила очередной авианалет на позиции курдских боевиков, и сделано это было после того, как, по крайней мере, 16 турецких солдат в воскресенье попали в засаду и были убиты — это самое большое количество жертв с момента начала внутренней войны в июле.
Турецкая лира в понедельник снизилась более чем на 1% до нового рекордно низкого за последнее время уровня по отношению к доллару, и произошло это в результате того, что к вопросам безопасности добавились еще опасения относительно экономического замедления в Китае. Кроме того, существует вероятность того, что предполагаемое повышение Федрезервом США процентной ставки может стать причиной долговых проблем в стране.
Доменико Ломбарди (Domenico Lombardi), директор глобальных экономических программ расположенного в Канаде Центра международного управления инновациями (Centre for International Governance Innovation), отметил, что еще год назад «Турция могла служить ролевой моделью для развивающихся рынков».
Однако сейчас «политическая ситуация является нестабильной, а экономика демонстрирует признаки уязвимости», — подчеркнул он.
Но Анкара не одинока в этом отношении. В Бразилии коррупционные скандалы добрались до политиков самого высокого уровня, что стало причиной политического кризиса. Эта страна, во многом зависящая от торговли с Китаем и от экспорта в эту страну своих сырьевых товаров, впала в глубокую рецессию по причине резкого обвала цен и сокращения спроса. Политические беспорядки способствовали сокращению экономики, так как инвесторы начали сомневаться в способности правительства реструктурировать экономику.
Основанная на нефти экономика России, уже ослабленная затормозившейся экономической реструктуризацией, стагнирующим уровнем инвестиций и падением производительности, испытала на себе воздействие обвала цен на нефть и экономических санкций, введенных Западом за ее роль в дестабилизации Украины.
Экономика Южной Африки сократилась во втором квартале, и эта наиболее развитая нация на Африканском континенте столкнулась с растущей безработицей и насилием. Многие экономисты предупреждают о том, что без экономической реструктуризации существующие в стране проблемы будет оказывать негативное влияние на показатели роста.
Многие участники встречи стран группы G20 опасаются того, что турбулентность на рынке Китая может заставить коммунистическое правительство нажать на тормоз в отношении обещанной перестройки экономики, целью которой является уход от подпитываемой кредитами экспортной модели и продвижение в сторону большей зависимости от внутреннего потребления.
Действия Пекина в условиях рыночных кризисов также породили сомнения внутри страны и за ее пределами относительно того, обладает ли он полным контролем над своей экономикой. Подобная неопределенность приводит к распродажам на рынках по всему миру, поскольку инвесторы опасаются того, что Китай будет замедляться значительно более быстрыми темпами, чем об этом сообщает Пекин.
План Китая в политическом отношении трудно будет выполнить, отметила Паола Субакки (Paola Subacchi), главный экономист Королевского института международных отношений (Royal Institute of International Affairs). "Но пока в этом вопросе царит путаница, и часто принимаются противоречащие друг другу политические меры".
Пекин, пытаясь справиться с возникшими политическими и экономическими вызовами, посеял смуту на рынках по всему миру.
В новом исследовательском докладе, опубликованном банком Banque de France, Людовик Говен (Ludovic Gauvin) и Сирил Ребийар (Cyril Rebillard) отмечают, что в случае стабилизации экономического роста в Китае на уровне 3% — это на половину меньше прогноза МВФ, но близко к самым минимальным оценкам рынка, — потери в течение пяти лет соседних регионов и стран, связанных с Пекином торговыми отношениями, составят от 7,5% до 9,4% совокупного ВВП.
Промышленно развитые экономики вряд ли смогут это предотвратить. «Даже Соединенные Штаты со своей хорошей и сильной экономикой не могут быть единственным локомотивом роста и главным потребителем», — подчеркнул министр финансов США Джейкоб Лью (Jacob Lew).
Однако глобальная экономика, на самом деле, имеет несколько светлых пятен, служащих уроком для группы G20.
Так, например, Индия опередила Китай как крупная мировая экономика с самыми высокими показателями роста, и произошло это в результате того, что правительство страны продолжило экономическую перестройку, привлекающую своими результатами инвесторов, а ее Центральный банк смог стабилизировать национальную валюту.
Италия, находившаяся в состоянии рецессии в течение трех лет, кажется, благополучно выходит из сложного положения, и Рим сегодня дополняет меры по смягчению Европейского центрального банка масштабной перестройкой своей политической и экономической системы. Администрация премьер-министра Маттео Ренци активно продвигает реструктуризацию судебной налоговой системы, чтобы стимулировать производительность и рост.
«Темпы реализации реформ ускоряются, и это начинают приносить свои плоды, — отметил министр финансов Италии Пьер Карло Падоан (Pier Carlo Padoan). Рост и занятость восстанавливаются быстрее, чем правительство первоначально предполагало. «В результате возникает добродетельная спираль (virtuous circle) — больше рабочих мест, больше доверия, больше потребления», — добавил он.