Реформа Международного валютного фонда, помимо увеличения его денежных средств, привела к существенному росту влияния России, Китая, Индии и Бразилии в этой организации. Россия, например, не только сохранила свое место в десятке стран с наибольшей долей в капитале МВФ, но и поднялась с десятого места на девятое. 1 Суть реформ

 

Финансовые реформы МВФ будут увеличены вдвое: с 330 до 660 миллиардов долларов. Соответственно будет увеличено и количество SDR (специальных прав заимствования), с помощью которых и распределяются все эти миллиарды долларов – с 238 до 476 миллиардов. Вдобавок, 6% квот в МВФ будут перераспределены от развитых стран в пользу развивающихся.

 

Для справки

 

SDR (СДР, Специальные права заимствования) – искусственное платежное средство, используемое МВФ для упрощения. Существуют только в безналичном виде и не являются ни валютой, ни долговым обязательством. Курс SDR рассчитывается на основе средневзвешенного курса 5 «свободно используемых валют» (доллар США, британский фунт, евро, йена и юань). В настоящее время 1 SDR приблизительно равен 1,5 долларам.
Квоты в МВФ напрямую влияют на то, какой объем средств страна внести в фонд и получить в рамках кредитных долей. Государства, как правило, выплачивают 75% своей квоты в национальной валюте и 25% – в валюте других членов фонда или SDR. При этом доля валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты. Получить кредит в обычных условиях страна может на сумму до 125% своей квоты, однако существуют механизмы преодоления этих лимитов, которыми МВФ регулярно пользуется.

 

2 БРИКС практически получило право вето

 

Государства БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) после пересмотра квот получили в совокупности 14,7% голосов в фонде (доля России составляет 2,7%). Для того, чтобы блокировать ключевые решения фонда, принимаемые минимум 85% голосов, необходимо иметь 15%, однако добрать 0,3% голосов среди менее крупных акционеров фонда вполне реально.

 

3 Проволочки с реформой

 

Соглашение о пересмотре квот было заключено еще в 2010 году. Однако ратифицировать его не удавалось. Основным препятствием стал Конгресс США и Республиканская партия, которой принадлежало большинство. Они отказывались ратифицировать соглашение, опасаясь, что оно нанесет ущерб американским интересам. Задержки вызывали возмущение в других странах-членах МВФ. В первую очередь – в Китае. Однако на прошлой неделе республиканцы пошли на уступки. Впрочем, доля США уменьшилась до 16,47% голосов, что все равно позволит американцам блокировать решения МВФ в случае необходимости.

 

4 И что в итоге?

 

Помимо увеличения денежных ресурсов МВФ, произошло если не «перераспределение ролей», то существенное изменение баланса сил в исполнительном совете МВФ. Роль развивающихся стран и, в первую очередь, стран БРИКС, существенно выросла. Кроме того, развивающиеся страны сегодня могут получить более крупные кредиты в рамках кредитных долей (что является наиболее выгодным вариантом кредитования МВФ). Однако «блокирующий пакет» по-прежнему у США (и это единственная страна, которая может блокировать решения МВФ в одиночку), так что главенствующая роль «дяди Сэма» в МВФ никуда не делась.

 

 

Источник: novopol.ru