Что получилось у Украины и Беларуси и пока не получилось у Казахстана?

IT как двигатель экономики


Доля IT-индустрии в украинской экономике составляет 4% ВВП, в Беларуси – 5,5%, уже к 2023 году прогнозируют 10%, в России эти показатели чуть меньше. В Казахстане доля IT-индустрии – менее 4%, к 2020 году прогнозируется рост до 5%. Безусловно, это рост по сравнению с 2011-м, когда вклад IT был 0,9%, но есть о чем задуматься. Особенно в условиях, когда делаются прогнозы о том, что в течение 10 лет доля цифровой экономики в ВВП Казахстана может вырасти до 20-30%. Как же этого добиться?

IT-отрасль – это люди. Так почему же получилось у Украины и Беларуси и пока не получилось у Казахстана? Основным драйвером роста украинской и белорусской IT-отрасли стали технические вузы, которые в условиях кризисных девяностых и начала двухтысячных быстро модернизировали свои учебные программы и стали выпускать программистов по целому ряду специальностей. Это позволило сформировать рынок молодых кадров, которые ничем не уступали в профессионализме западным коллегам, но стоили намного дешевле. Таким образом появились первые аутсорс-компании, которые оказывали услуги разработки западным компаниям, базируя свои бэк-офисы в Украине и Беларуси. Самым крупным рынком аутсорсинга IT-услуг считается Индия, однако по целому ряду причин многие заказчики из США и Европы предпочитают работать с компаниями с постсоветского пространства, менталитет ближе. Украина является крупнейшим в Восточной Европе игроком на рынке IT-аутсорсинга: 40 тыс. сотрудников, занятых в 800 компаниях с годовым оборотом около $2 млрд.

После появления крупных IT-компаний, число сотрудников которых варьируется от нескольких тысяч до десятков тысяч, стало развиваться и второе направление – продуктовое. Аутсорсинговые компании выполняют заказы и не разрабатывают собственные продукты. Но там, где много разработчиков, кто-то обязательно захочет сделать что-то свое. В итоге в Минске родилась знаменитая Wargaming, разработчик тех самых танчиков, ее оборот только за 2017 год составил более $360 млн. И таких примеров множество. Один из самых известных в мире сайтов по проверке на грамотность текстов на английском языке создан украинцами Алексеем Шевченко и Максимом Литвиным. Стартапы из этих стран выкупаются Facebook и Snapchat.

Почему же таких стартапов и крупных компаний нет в Казахстане? Количество вузов, которые быстро перестроили свои специальности под вызовы времени, оказалось недостаточным для создания устойчивой отрасли, в итоге в республике наблюдается отток IT-специалистов в Россию, где работа интересней и зарплаты зачастую выше. Данную ситуацию пытается решать государство, создавая экосистему в виде технических парков, стартап-акселераторов и других программ, это уже дает результаты, но пока не такие значительные, как хотелось бы. В Казахстане начинают появляться собственные продуктовые IT-компании, все меньше программистов уезжают за границу.

В фокусе всегда люди и образование. Сейчас для того чтобы стать успешным программистом, совсем не обязательно получать дорогое образование или ездить за рубеж по государственным программам, достаточно иметь доступ в интернет и желание учиться. В IT, несмотря на то, что все говорят про проекты и продукты, всегда делается ставка на людей, всегда, когда речь идет про покупку того или иного стартапа — покупают людей и команды, а не технологии и разработки.

Так сколько же может стоить выучиться самостоятельно? Меньше, чем кажется. Во-первых, желательно знать английский. Сейчас достаточно большое количество курсов на русском языке, но знание английского открывает куда больше дверей с меньшей стоимостью обучения. Годичное обучение английскому будет стоить от 400 до 800 тыс. тенге в зависимости от школы и группы. Во-вторых, необходим компьютер и доступ к интернету. Это еще около 400 тыс. тенге. Затем желающему понадобится выучить основы — алгоритмы, принципы программирования, то, без чего другие курсы будут просто бессмысленными. В-третьих, надо определиться со специализацией — чем хочется заниматься. Это может быть мобильная разработка, бэкенд, фронтенд, машинное обучение. Тем очень много. Например, курс машинного обучения от Стенфордского университета стоит всего $210, начальный уровень Data Since от IMB –$78. Сейчас в Сети можно получить и ученую степень, но стоить это будет дороже. Степень Master of Computer Science университета Аризоны можно получить за $15 тыс. за 1,5-3 года обучения, не отходя от своего компьютера. С такой степенью вас будут рады видеть не только в лучших IT -компаниях СНГ, но и в мировых. Есть и русскоязычные онлайн-школы программирования – стоимость обучения в них по популярным специальностям варьируется от 300 до 500 тыс. тенге, причем платить можно помесячно, а не за весь курс сразу.

Нуртай Абилгалиев

Источник kapital.kz