Премьер-министр Украины Арсений Яценюк принял решение об уходе с поста на фоне развала коалиции "Европейский выбор" в парламенте.
Яценюк принял решение покинуть пост в связи с невозможностью внесения изменений в проект бюджета страны
"В том случае если нет новой коалиции, а действующая коалиция в парламентско-президентской республике распалась, правительство и премьер-министр обязаны подать в отставку. Я заявляю об отставке в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных инициатив", — заявил Яценюк.
Развал коалиции был во многом спровоцирован тем, что фракция "Удар" отказалась принимать участие в голосовании за секвестрование государственного бюджета Украины.
"Фракция "Удар" приняла решение не голосовать за антисоциальный проект изменений в бюджет, поданный правительством", - сообщил депутат Павел Розенко.
Более того, спикер Александр Турчинов отказался ставить на голосование за включение в повестку дня законопроекта об изменении бюджета.
Секвестр бюджета предполагал сокращение расходов на 10 млрд гривен за счет снижения расходов на содержание государственных органов, дотаций на угольную промышленность, госпрограмм и дотаций в местные бюджеты. Одновременно с этим планировалось увеличить доходы бюджета на 21 млрд гривен, в том числе за счет сокращения налоговых льгот. Правительство также хотело увеличить расходы на обслуживание долга на 328,8 млн гривен до 46,34 млрд гривен.
Необходимо отметить, корректировка бюджета Украине необходима для получения очередного транша от МВФ.
Очередная корректировка бюджета страны потребовалась после проведения масштабной антитеррористической операции на юго-востоке, которая нанесла серьезный ущерб региональной инфраструктуре и экономике Украины. Усилия, направленные на удержание территорий и проведение антитеррористической операции, оказались слишком тяжелыми для бюджета Украины.
Какие обещания удалось выполнить правительству Яценюка
Законопроект/инициатива |
Статус |
Комментарий |
Новая редакция налогового кодекса |
На рассмотрении |
Рассматриваются отдельные положения (лишение налоговой льготы аграрного сектора). Предложенные изменения направлены в специализированные ассоциации для рассмотрения. |
О внесении изменений в госбюджет |
Принят |
Изменения внесены в соответствии с новым макроэкономическим прогнозом на 2014 г., в рамках которого инфляция прогнозируется на уровне 12-14%, цена импортного российского газа – $480 за 1 тыс. куб. м, доходы сводного бюджета на 2014 г. сокращены на 4% до 482472,2 млн гривен |
О порядке поставок природного газа населению |
На рассмотрении |
Законопроект рассматривается в профильных комитетах |
О государственном регулировании в сфере энергетики |
Снят с рассмотрения |
Законопроекты 2013 г. были сняты с рассмотрения |
Об эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов |
Снят с рассмотрения |
Законопроекты 2013 г. были сняты с рассмотрения |
Внесение изменений в бюджетный кодекс |
На рассмотрении |
Законопроект находится на рассмотрении в профильных комитетах. В рамках данной инициативы предполагается: изменение принципа распределения средств, получаемых за плату пользование недрами, между бюджетами разных уровней; зачисление части налога на прибыль предприятий в доходы местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов; зачисление налога на доходы физических лиц |
О референтном ценообразовании на лекарства |
Не зарегистрирован |
Законопроект не был зарегистрирован |
Подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом |
Не подписан |
21 марта была подписана лишь политическая часть соглашения, экономическая часть будет вновь рассматриваться |
Восстановление сотрудничества с МВФ |
Завершено |
Новое правительство Украины выполнило все условия для получения кредита МВФ. В мае был перечислен первый транш объемом $3,19 млн |
Секвестрование бюджетных средств |
Завершено |
Для стабилизации экономики Украины потребовалось сокращение расходов бюджета и принятие жестких экономических мер, в том числе и пересмотр налоговых льгот, сокращение субсидий. В рамках законопроекта о секвестровании бюджета Украины в 2014 г. был снижен объем доходов на 5,6%, расходов бюджета – 5,5%, был уменьшен максимальный объем дефицита бюджета на 4,1%, увеличен максимальный объем госдолга – на 13,4%. При этом было определено, что государственные гарантии в 2014 г. могут предоставляться в объеме до 25 млрд гривен, что вдвое меньше, чем позволяла предыдущая редакция госбюджета. В течение 2014 г. замораживается прожиточный минимум в размере 1176 гривен в месяц и минимальная заработная плата в размере 1218 гривен в месяц |
Повышение коммунальных тарифов |
Завершено |
С 1 июня были повышены тарифы на электроэнергию на 10-40%, тарифы на газ - на 48-73% |
Демонополизация экономики |
На рассмотрении |
Законопроект, предполагающий увеличение полномочий антимонопольного комитета, способствующий демонополизации экономики и совершенствующий правовую базу контроля и регулирования, находится на рассмотрении профильных комитетов. |
Восстановление доверия инвесторов |
Не достигнуто |
Заявления о возможном пересмотре итогов приватизации некоторых объектов способствуют росту недоверия среди инвесторов, даже несмотря на внесение изменений в законодательные акты с целью повысить защищенность инвесторов. |
Обеспечение энергетической безопасности Украины |
Не достигнуто |
Реформа энергетического сектора, в соответствии с требованиями Договора о создании Энергетического сообщества, в т. ч. III энергетического пакета ЕС, не была проведена. Планировалось также вытеснить импортный газ с внутреннего рынка и обеспечивать большую часть потребностей за счет собственной добычи, чего пока так и не удалось добиться. В то же время "газовая война" с Россией вошла в острую фазу, был осуществлен переход на предоплатную систему, из-за нестабильной ситуации на юго-востоке страны компания Shell остановила разведочные работы в месторождениях сланцевого газа. |
Возврат капиталов на Украину |
Не достигнуто |
Заявления о возвращении капиталов в офшорных зонах с целью недопущения избежания налогообложения так и не привели к каким-либо конкретным действиям. |
Forbes
Растущие расходы на проведение АТО и необходимость постоянных изменений параметров бюджета во многом предопределили отставку Яценюка.
Все это способствовало лишь ухудшению экономической ситуации на Украине, поскольку столкновения между военными и сторонниками отделения Донецкой и Луганской областей полностью парализовали экономику регионов, играющих ключевую роль в экономике страны. Причем переход к полномасштабным действиям с применением тяжелой артиллерии способствует полному уничтожению инфраструктуры, а следовательно, делает невозможным быстрое возвращение экономики регионов в строй.
В то же время ряд предпринимаемых мер способствовал невозможности выполнения других. Например, решение ввести подоходный налог на депозиты способствовало лишь ухудшению инвестиционного климата в стране. Вероятно, банковская система может оказаться под ударом в связи со столь радикальным решением, поскольку столкнется с массовым изъятием и без того скудных средств.