Мировая круизная индустрия – рынок, который стабильно растет уже третий десяток лет. Этот рост отражен в заказе 106 новых круизных лайнеров – по прогнозам, они будут спущены на воду в течение ближайшего десятилетия. За счет такого увеличения круизного флота число пассажиров, которые ежегодно выбирают круизный отдых, должно вырасти с 28 млн человек в 2018 году до почти 40 млн в 2030 году.
Круиз-контроль
Мировой круизный флот сейчас включает в себя 386 лайнеров, причем 221 из них – это круизный флот Северной Америки, что неудивительно: почти половина пассажиров круизных лайнеров – из США и Канады. Пассажиров из Европы – менее трети от общего числа, и на европейский регион приходится 124 круизных лайнера. На Азию, Тихоокеанский регион и Австралию приходится 41 корабль.
Круизный рынок – это олигополия. По данным из The Cruise Industry News Annual Report 2019, самый крупный игрок – концерн Carnival, в который входят девять круизных компаний с брендами Carnival Cruise Line, Princess Cruises, Holland America Line, Seabourn, Cunard, AIDA Cruises, Costa Cruises, P&O Cruises (UK), P&O Cruises (Australia). У концерна Carnival – 105 лайнеров, на конец 2018 года он занимал 41,8% рынка.
Royal Caribbean Cruises владеет 52 круизными лайнерами – они ходят по морям и океанам под шестью брендами: Celebrity, Royal Caribbean, Pullmantur, Azamara, TUI и Sky Sea. Последними двумя брендами Royal Caribbean Cruises владеет совместно с другими компаниями, причем о Sky Sea уже уместно говорить в прошедшем времени, поскольку к концу 2018 года коммерческая деятельность этого предприятия была завершена. Созданная для работы на китайском рынке круизная линия просуществовала три года и перевезла за это время более 200 тыс. китайских пассажиров. Доля рынка Royal Caribbean Cruises по итогам прошлого года – 23,3%.
Третий по величине доли игрок – Norwegian Cruise Line с 26 лайнерами и тремя брендами – Norwegian, Oceania and Regent Seven Seas занимает 9,4%. Еще 8% – у MSC Cruises и 4,6% – у Genting Hong Kong.
Перечисленная пятерка игроков занимает почти 90% рынка, такой расклад сложился в результате серии слияний и поглощений, в прошлом рынок был более сегментирован. Сейчас участники рынка позиционируют свои бренды с учетом маркетинговой сегментации – у того же Carnival есть как круизные линии класса люкс, так и Costa – который работает в нижнем для круизного рынка ценовом сегменте. Рост ценовой доступности круизного туризма – одна из причин скачка его популярности, современные пассажиры круизов в среднем не столь состоятельны, как их предшественники из 80-х годов прошлого века.
7 дней – именно такую продолжительность круиза выбирает 40% пассажиров, это данные Международной ассоциации круизных линий (CLIA). Круизы от 3 до 6 дней пользуются чуть меньшей популярностью – их выбирает 27% туристов. 11% путешествующих готовы провести на лайнере буквально пару дней, чуть больше – 15% – согласны задержаться на 8–13 дней. Двухнедельные круизы выбирает 4% пассажиров, а путешествовать таким способом еще дольше готовы только 3% туристов.
На туристов возрастной категории 50+ приходится больше половины всех пассажиров, особенно удивительно, что туристов от 70 лет и старше на круизных лайнерах – 14%. В мировых масштабах этому тренду есть объяснение. По оценке американских экспертов, пожилому человеку проживание в частном доме престарелых обойдется примерно в ту же сумму, что и проживание на круизном лайнере. Очевидно, что такой вариант не подходит пожилым людям с деменцией, которым требуется постоянный присмотр, или пожилым людям, прикованным к постели. Но в то же время в домах престарелых есть люди, которые живут вполне независимо – помощь им ограничивается уборкой, развлечением, организацией питания и медицинскими услугами в случае необходимости. Как это ни парадоксально звучит, но схожие удобства предлагают и круизные лайнеры – питание по системе «все включено», игры и шоу, а также оборудованный медцентр.
11 круизных трендов
CLIA выделяет 11 трендов круизной индустрии, которые наиболее актуальны в 2019 году.
- «Инстаграмные круизные путешествия». Пассажиры круизных судов заполняют каналы Instagram разнообразными фото как с борта круизного лайнера, так и с высадок в портах по маршруту. И эти фотографии подталкивают к круизным поездкам других туристов.
- «Полное восстановление». Уставшие от все ускоряющегося ритма жизни путешественники больше, чем когда-либо, хотят избавиться от стресса и оздоровиться. Круизные линии на этот запрос отвечают увеличением количества спа-программ на борту, появлением кислородных баров, здорового меню с учетом требований самых разных диет и предложением самых инновационных фитнес-программ.
- «Достижения превыше опыта». Туристы теперь хотят получить не просто опыт путешествий – они скорее жаждут впечатлений, чем традиционного осмотра достопримечательностей. Поэтому помимо традиционных экскурсий круизные компании могут предложить своим клиентам покорение Мачу-Пикчу или кулинарные мастер-классы от шеф-поваров Le Cordon Bleu.
- «Умные технологии на борту». Путешественники используют технологии в повседневной жизни и ожидают того же во время отдыха. Использование на борту «умных» браслетов, специальных приложений и прочего для организации максимально персонализированного путешествия становится обычной практикой.
- «Сознательное путешествие». Устойчивый туризм все более востребован. Путешественники становятся более сознательными, а круизная индустрия – более ответственной. Компании сотрудничают с местными властями, чтобы оберегать культурное наследие, и стараются уменьшить влияние огромных круизных кораблей на окружающую среду.
- «Доступ к недоступному ранее – новая роскошь». Туристы хотят увидеть те места, которые ранее были вне досягаемости – от Галапагосских островов до Антарктиды.
- «Поколение Z в море». Поколение Z станет главным потребителем товаров и услуг к 2020 году, опередив миллениалов. Это поколение по-прежнему предпочитает опыт путешествий материальным вещам. Уникальные впечатления, например музыкальные фестивали на море, привлекут новую категорию круизных путешественников.
- «Путешествия в непиковый сезон». Путешествия в «несезон» становятся все более популярны – кто-то хочет избежать холодов, путешествуя по тропикам, а кто-то готов померзнуть, но при этом получить новые впечатления. Поэтому сейчас круизные компании начали предлагать поездки, включающие посещение колонии пингвинов или визиты на европейские рождественские ярмарки, а то и круизы за северным сиянием.
- «Работа + отдых». Многие современные туристы – это «цифровые кочевники», они имеют возможность работать удаленно и поэтому не путешествуют без своего ноутбука. Благодаря Wi-Fi, рабочим столам и уютным кафе путешественники могут работать, параллельно наслаждаясь круизным отдыхом.
- «Для вас, женщины». С ростом числа женщин-путешественников компании создают маршруты, ориентированные на женщин и компании подруг.
- «Соло-путешествия». В поиске Google растет число запросов «одиночное путешествие». Круизы позволяют путешествовать в одиночку и не беспокоиться, как все организовать самому. К тому же компанию для путешествия всегда можно найти прямо на лайнере.
Каспийский маршрут
Морские круизы по Каспийскому морю – то направление, в котором на фоне общемирового тренда заинтересована наша республика.
«Для Казахстана перспективным является развитие туризма на Каспийском море с охватом всех стран, расположенных на его побережье (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан). Сегодня в странах региона проживает более 250 млн жителей, развитие круизного туризма на Каспийском море стало бы основой для формирования новых востребованных видов туристских продуктов, в том числе совмещающих круизный туризм с культурно-познавательным, экологическим и этнографическим», – комментируют возможности страны в этом направлении представители нацкомпании Kazakh Tourism.
Сейчас в России идет строительство четырехпалубного лайнера «Петр Великий» на 300 пассажиров, комфорт на корабле обещают «пятизвездочного» уровня – в наличии рестораны, бары, бассейн, спа-центр и поле для гольфа. Именно «Петр Великий» должен стать тем кораблем, который начнет курсировать по каспийскому круизному маршруту. Под новый лайнер разработан тур на 11 дней и 10 ночей с названием «Сокровища Востока». Остановки на маршруте планируются в Баку (Азербайджан), Бендер-Энзели и Ноушехре (Иран), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан), Астрахани, Махачкале и Дербенте (Россия).
Подготовка к приему лайнера начата и в порту Мангистуской области, и дальше на суше.
«В данный момент в порту Курык проводятся работы по развитию необходимой инфраструктуры, модернизации инфраструктуры морского вокзала, гостиничного комплекса, таможенных комплексов и т.д. Для удобства туристов размещаются вывески на нескольких языках, памятки, обеспечена работа залов ожидания, столовых», – прокомментировали в Kazakh Tourism.
Первый круиз по Каспию планировался уже на этот, 2019 год, но из-за задержек при строительстве «Петра Великого» перенесен на следующий – 2020 год.
Источник: kursiv.kz