Одной из все более актуальных проблем для нашей страны выступает проблема мусора, в частности твердых бытовых отходов (ТБО).
Решение достаточно очевидно – их переработка, но для этого усилия должны сделать большая часть граждан страны – распределяя различные виды мусора по разным контейнерам. В этой связи хотелось бы отметить один из вариантов, как этого добиться.
Стоит отметить, что проблема с ТБО становится все более актуальной в мире. Согласно данным Всемирного банка, в 2016 г. объем ежегодного производства ТБО в мире составил 2 млрд тонн, а к 2050 г. ожидается резкий рост до 3,4 млрд тонн, или более чем на 2/3. Это создает 1,6 млрд тонн в год эквивалента углекислого газа (СО2), что составляет 5% мировой эмиссии, а к 2050 г. этот показатель ожидается 2,6 млрд тонн.
Конечно, в нашей стране последние несколько лет наблюдается снижение объемов ТБО, но надо полагать, что это носит временный характер и по мере начала существенного роста реальных доходов населения объемы производства ТБО также начнут расти.
Рассматривая ситуацию со сборным сбором мусора, можно отметить, что главная сложность – в необходимости изменения привычек всего населения страны. Ведь для успешного внедрения раздельного сбора мусора необходимо не только установить мусорные контейнеры для различных видов ТБО на мусорках и построить заводы по переработке мусора (или наладить его отправку в другие регионы/страны), но и, что особенно сложно, убедить людей, чтобы они у себя в квартирах завели ведра или пакеты для различных видов мусора и использовали их по назначению.
Решением, по моему мнению, может выступить установление видеокамер возле мусорок, чтобы четко видеть, кто и какой мусор выбрасывает и в какие контейнеры. На основе этих данных можно уже четко структурировать возможности наказания для нарушителей, кроме наличия самого факта объективного контроля. К примеру, можно выделить следующие варианты: предупреждение по электронной почте и мессенджерам, размещение фотографий злостных нарушителей возле мусорок и даже на сайтах, в соцсетях и др. И наконец, начисление штрафа в 2-3 тыс. тенге, т. е. эквивалентно стоимости нескольких ведер и рулонов пакетов для мусора. С другой стороны, для тех районов города, где, к примеру, уровень корректного раздельного сбора мусора составляет, по «цифрам Паретто», порядка 80%, логично предусмотреть снижение тарифов за вывоз/переработку мусора.
Конечно, возникает вопрос с формированием и содержанием центра обработки видеоданных (ЦОВД). Однако стоит отметить, что большой центр и не нужен, поскольку постоянного наблюдения и не требуется. Вполне достаточно просматривать видеозаписи в течение месяца по конкретной мусорке и налагать взыскания, а затем повторять эту операцию через несколько месяцев.
Оценивая расходы на данный проект, можно отметить, что их объем, к примеру, по столице можно оценить примерно в $1 млн, из которых порядка 60% – это капитальные (разовые) расходы, т. е. ежегодные расходы составят менее $0,5 млн в год.
Это весьма скромные расходы, если посмотреть на стоимость строительства мусороперерабатывающих заводов. Так, по данным Всемирного банка, стоимость мусороперерабатывающих заводов колеблется по технологии анаэробной переработки мусора от $345 до $600 на тонну мусора в год, а по технологии инсинерации – от $600 до $1000. С учетом того, что в столице ежегодное производство ТБО оценивается на уровне 300 тыс. тонн в год, стоимость завода для переработки всего мусора составляет от $100 до $300 млн. На этом фоне очевидно, что стоит затратить $1 млн, чтобы сделать переработку ТБО более эффективной и сэкономить несколько сотен миллионов долларов.
Источник: Inbusiness.kz