Аналитики отмечают, что инвесторы, нацеленные на прибыль, не станут вкладывать в бизнес, который приносит убытки.
В Казахстане это правило не работает. Убыточные нацкомпании получают деньги, когда им это нужно. Чаще всего предприятия, чья финансовая деятельность оставляет желать лучшего, получают деньги из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). На днях 8,3 миллиарда пенсионных тенге были вложены в холдинг «КазАгро». Об этом сообщил Ринат Акбердин, председатель нацкомпании «Продовольственная контрактная корпорация» на брифинге в Правительстве 3 сентября. Вообще же с начала 2015 года из ЕНПФ в «КазАгро» было перечислено 621,75 млрд тенге, из них 450 млрд холдинг получил чуть более полгода назад – 29 ноября 2018 года. На эти деньги пенсионный фонд приобрел пятнадцатилетние облигации со ставкой вознаграждения 10 процентов годовых.
ЕНПФ не делает как Баффет
Между тем «КазАгро» считается самым убыточным среди государственных компаний Казахстана. Проблемы у холдинга начались не сегодня и не вчера. Это продолжается уже несколько лет. По итогам 2018 года финансовые потери «КазАгро» составили порядка 148 млрд тенге. Тем не менее в ЕНПФ делают вот такой «осознанный» выбор – вкладывают в убыточную компанию миллиарды пенсионных тенге казахстанцев. Национальный банк Казахстана, который решает, куда инвестировать пенсионные деньги, судя по всему, не обладает финансовым чутьем Уоррена Баффетта. Иначе бы не было миллиардных убытков из-за переоценки активов и громких скандалов из-за неудачных вложений. К слову, известнейший миллиардер Баффетт, чтобы обогатиться, делал вложения только в правильные компании – в старые фирмы с хорошим руководящим составом. Инвестировать миллиарды, чтобы спасти убыточное предприятие, ему вряд ли пришло бы в голову.
Впрочем, в ЕНПФ утверждают, что преследуют те же цели, что и Баффет, то есть получить миллиарды прибыли на кредитах, предоставленных крупнейшим компаниям. «В соответствии с инвестиционной декларацией АО «ЕНПФ», инвестирование пенсионных активов осуществляется в интересах вкладчиков с целью обеспечения сохранности пенсионных накоплений и получения инвестиционного дохода, – говорится в ответе на запрос inbusiness.kz. – Стратегия инвестирования пенсионных активов АО «ЕНПФ» направлена на получение реальной доходности в долгосрочной перспективе за счет оптимального соотношения различных видов финансовых инструментов».
В этом же письме ЕНПФ сообщил, что объемы инвестирования за 7 месяцев 2019 года в различные финансовые инструменты составили 6 407,3 млрд тенге, в том числе в облигации квазигосударственных компаний – 110,05 млрд тенге; в облигации банков второго уровня – 48,50 млрд тенге.
Подарок для КТЖ
20 августа текущего года АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» разместила пятнадцатилетние облигации на сумму 40 млрд тенге под 2%. Аналитики считают, что ни один инвестор в здравом уме не купил бы бумаги с такой низкой доходностью у убыточного предприятия. Однако в первый же день размещения весь объем облигаций был выкуплен. Заявку подал всего один участник, и сделку оформили. Даже если ставка будет полностью выплачена, на руки инвестор получит… приличный такой убыток. 2% однозначно съест инфляция, которая на сегодня приблизилась к верхней границе коридора в 4-6% (при том, что реальная намного выше).
Аналитики немедленно пришли к выводу, что единственный источник, который мог дать столько денег под такой процент – это ЕНПФ. Однако в пенсионном фонде причастность к сделке отрицают, а на сайте КТЖ даже опубликовали официальный релиз, в котором сообщили, что «АО «Единый накопительный пенсионный фонд» не значится в качестве держателя облигаций первого выпуска (KZ2C00005866) в пределах второй облигационной программы».
KASE имя покупателя также не разглашает. «Понятно, что это не банки, – говорит экономист Арман Байганов.
– Банки не дадут деньги под процент ниже уровня инфляции. А если КТЖ ограничивается публикацией обезличенной информации, значит на это есть какие-то причины». Согласно информации экономиста, компании сейчас размещают облигации под процент от 8 до 15. Но 2% для облигаций сроком на 15 лет – это ненормально. Даже при том, что финансовая отчетность КТЖ показывает, что убыток компании стал намного меньше.
На 1 апреля 2019 года компания имела убыток в 8,5 млрд тенге, а на 1 июля – 2,8 млрд тенге. В этой же отчетности, размещенной на сайте KASE, объем продаж компании вырос более чем в 2 раза (с 245 062 млн до 516 740 млн тенге), а валовый доход увеличился почти в три раза (с 40,8 млрд тенге до 115,8 млрд). Аналитики рынка считают, что на такую заранее убыточную сделку, кроме ЕНПФ, мог пойти либо единственный акционер КТЖ – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», либо деньги выделил Нацфонд Казахстана. И в том, и в другом случае – это не частные инвестиции, а значит, для исключения коррупционной составляющей покупатель должен быть рассекречен.
Источник inbusiness.kz