1 октября в Ереване состоялся саммит ЕАЭС. Его ключевой особенностью стало повышенное внимание к внешнеэкономической деятельности: было заключено соглашение о зоне свободной торговле с Сингапуром и обозначены новые направления сотрудничества с Ираном.
При этом не менее важным результатом саммита стало утверждение концепции общего финансового рынка ЕАЭС и принятие новых мер в сфере прослеживаемости товаров. О том, что стоит за расширением евразийской интеграционной повестки, читайте в статье международного обозревателя Александра Шустова.
«Пять плюс три»
Формат ереванского саммита ЕАЭС изначально выглядел необычно. Помимо пяти глав государств ЕАЭС и председателя Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в его работе приняли участие главы сразу трех зарубежных стран, которые в состав Союза не входят – президент Молдовы Игорь Додон, президент Ирана Хасан Рухани и премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун. Присутствие Додона объяснялось тем, что Молдавия имеет в ЕАЭС статус государства-наблюдателя и в последнее время стремится активно участвовать в его работе, тогда как лидеры Ирана и Сингапура стали почетными гостями саммита. Причем пригласили их в Ереван отнюдь не случайно.
Визиты высокопоставленных зарубежных гостей были призваны подчеркнуть международный вес ЕАЭС и его стремление к расширению торгово-экономических связей с крупнейшими экономиками Евразии. Важным шагом в этом направлении стало подписание соглашения о свободной торговле, а также рамочного соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Сингапуром.
Тем самым Сингапур, по словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, стал второй после Вьетнама страной, с которой у ЕАЭС есть такое соглашение. Кроме того, в октябре этого года, как подчеркнул премьер-министр Армении Никол Пашинян, вступают в силу торговые соглашения с Китаем (непреференциальное) и Ираном (преференциальное).
В ходе саммита президент Ирана выступил с инициативой создания специальной рабочей группы между странами ЕАЭС и Ираном для реализации совместных экономических проектов.
В частности, Тегеран предлагает партнерам активно задействовать транспортный потенциал республики, в том числе иранские порты в Каспийском море, Индийском океане и Персидском заливе.
Вскоре ожидается подписание ЕАЭС соглашений о зоне свободной торговли с Сербией, продолжаются переговоры с Индией, Египтом и Израилем.
Будущее финансового рынка
Одно из наиболее заметных событий ереванского саммита ЕАЭС – утверждение концепции формирования общего финансового рынка Союза, которая, по словам президента Беларуси Александра Лукашенко, заложит основу «для обеспечения свободного движения капитала и услуг». Разработка концепции велась правительствами и центробанками союзных государств совместно с Евразийской экономической комиссией. Они же должны обеспечить ее практическую реализацию.
В документе отражены цели, принципы, этапы, критерии и основные направления формирования общего финансового рынка ЕАЭС. До 2025 г. страны ЕАЭС должны будут согласовать взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторе, а также трансграничную поставку финансовых услуг в сфере рынка ценных бумаг.
Трудовая миграция
В развитии ЕАЭС есть и проблемные моменты, о которых на саммите также было заявлено. Премьер-министр Армении, например, в числе вопросов, которые требуют решения, назвал «меры по устранению имеющихся барьеров на пути свободной в передвижении рабочей силы в рамках ЕАЭС, препятствующих формированию общего рынка труда». Между тем, вопрос этот для России в последнее время становится все более и более проблемным. Восстановление экономики после кризиса 2015-2016 гг. привело к новому увеличению притока трудовых мигрантов из государств Центральной Азии.
В условиях, когда реальные доходы населения стагнируют или падают, наплыв трудовых мигрантов приводит к обострению конкуренции за рабочие места, и, как следствие, к росту напряженности в обществе. По данным мониторингового опроса «Левада-центра» доля граждан России, выступающих за ограничение притока трудовых мигрантов, в августе этого года по сравнению с июлем 2018 г. выросла с 67 до 72%, а тех, кто считает, что их притоку надо способствовать, напротив, сократилась с 14 до 9%. Кроме того, с 57 до 64% выросла доля тех, кто считает, что «мои родственники и знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты». В этих условиях дальнейшая либерализация Москвой миграционного режима может быть сопряжена с определенными рисками.
Как отследить товары
Другое важное решение ереванского саммита – внесение изменений в регламент работы ЕЭК, связанных с передачей в ее ведение ряда вопросов по электронной прослеживаемости товаров. В соответствии с ними Совет ЕЭК теперь будет принимать решения по утверждению перечня прослеживаемых и непрослеживаемых товаров, определению сроков включения сведений о них в национальные системы прослеживаемости и т.п. Совет ЕЭК также будет устанавливать сроки и условия реализации пилотного проекта по внедрению этих инструментов. Кроме того, часть вопросов по внедрению механизма прослеживаемости будет передана Коллегии ЕЭК. Данный вопрос приобрел актуальность в связи с большими объемами «серого импорта», который поступает в страны ЕАЭС в обход таможни и без уплаты в казну соответствующих налогов. Объемы контрафакта на границе Китая с Казахстаном и Кыргызстаном оцениваются в несколько миллиардов долларов.
Особенно негативно «серый импорт» отражается на России, которая и является главным рынком сбыта контрафактной продукции, и потому настойчиво лоббировала внедрение механизма прослеживаемости на протяжении последних лет. Не случайно на важность этого шага в своем выступлении на саммите обратил внимание президент России Владимир Путин.
Примечательно, что на усилении контроля за перемещением товаров через внешние границы ЕАЭС в ходе саммита настаивал и президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, предложивший наделить этими функциями ЕЭК. «Имеется необходимость тройного контроля на внешних границах союза», – отметил он, подчеркнув, что в настоящее время наднациональные органы ЕАЭС таких полномочий не имеют.
Источник https://stanradar.com