Важнейшие трендовые экономические события уходящего года, которые могут определять будущее страны в среднесрочной перспективе, по версии политолога Досыма Сатпаева: "1. Девальвация тенге.

 

Национальный банк Казахстана и правительство провели девальвацию тенге, уменьшив ее стоимость почти на 20%. Особенность этого события заключается в том, что такая экономическая мера лишь укрепила тренд чрезвычайной зависимости казахстанской экономики от внешних факторов. То есть, финансово-экономическое будущее страны определяет не правительство, ФНБ "Самрук-Казына" или Национальный банк Казахстана, а курс российского рубля (как это было в случае с девальвацией 2009 и в 2014 годах), цена на нефть или темпы экономического развития в соседнем Китае. Не удивительно, что и в конце этого года растут новые девальвационные ожидания у населения и бизнеса, в связи с тем, что эти внешние факторы приобрели еще более угрожающий характер. Хотя, как ни странно, но вопрос о том, будет в следующем году девальвация или нет, решается не только в Национальном банке или в правительстве, но и в администрации президента. В то время как с финансово-экономической точки зрения проводить девальвацию национальной валюты дважды в год действительно абсурдно, с политической точки зрения обесценивать тенге аккурат перед любыми выборами было бы не менее странно. В конечном счете, девальвацию доверия к власти никто не отменял, даже при активном использовании административного ресурса на выборах. Таким образом, пока неясно, чьи доводы в Акорде будут более убедительными: Национального банка или администрации президента.

 

2. Резкое падение цены на нефть, как результат ценовой игры Саудовской Аравии против Ирана и России.

 

При этом явно наблюдается противоречие в оценках терпимого для казахстанской экономики "дна" при падении цен на нефть. Сначала глава Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов заявил о том, что определенные риски для нашей экономики существуют в случае снижения этой цены с $90 до $80 долларов за баррель. По его мнению, повод для беспокойства по поводу стабильности тенге возникнет, если совпадут два негативных тренда. Снижение цены на нефть до $80 за баррель и падение курса российской валюты до 43 рублей за доллар. Но цена на нефть и курс рубля упали намного ниже обозначенной К.Келимбетовым планки, тем более в казахстанском бюджете на 2015 год уже был заложен ценовой уровень в размере $80 за баррель. Затем министр финансов Бахыт Султанов вдруг заявил о том, что в правительстве готовы к падению цены на нефть до $50 и даже до $40 долларов за баррель. А министерством национальной экономики разработаны прогнозы для казахстанского бюджета 2015 года в границах $70, $60, $50 и $40 долларов за баррель нефти. Кстати, и глава государства на своей недавней пресс-конференции с участием СМИ также заявил о наличии пессимистического прогноза падения цен на нефть вплоть до $40 долларов за баррель. Хотя при любом раскладе, как уже отмечают некоторые эксперты, даже при цене $60 долларов за баррель поступления в казахстанский бюджет могут снизиться на 17%. Следовательно, серьезная нагрузка опять будет на Национальный фонд, который не бездонный. Такими темпами можно быстро проесть наш "жировой запас", который пока позволяет Казахстану удерживаться на плаву.

 

3. Перенос сроков начала добычи коммерческой нефти на Кашаганском месторождении, что стало отражаться на наших рейтингах. Все это напоминало настоящую мыльную оперу в стиле "Санта-Барбары". Сначала были многолетние скандалы между правительством и инвесторами по поводу новых затягиваний (переносов сроков начала добычи - ИФ-К). Затем помпезный запуск в конце 2013 года, который привел к аварии. Но, несмотря на это, в конце 2013 года и даже в начале 2014 года наши чиновники бодро заявляли о том, что ремонт может закончиться уже в этом году. В феврале 2014 года президент Казахстана также заявил о том, что уже к концу первого квартала 2014 года должны закончиться ремонтные работы и начаться добыча серьезных объемов нефти на Кашагане. Хотя чуть позже министр национальной экономики Ерболат Досаев уточнил, что сохраняется риск того, что месторождение Кашаган не выйдет в 2014 году на коммерческую добычу в объеме 2,4 миллиона тонн. Еще более пессимистический прогноз дал бывший министр нефти и газа Узакбай Карабалин. По его словам, месторождение Кашаган, возможно, не будет запущено до конца 2015 года. Примерно такие же сроки и даже 2016 год называли и некоторые участники нефтегазового консорциума, работающие на месторождении (согласно последнему публичному заявлению, сделанному министром энергетики Казахстана Владимиром Школьником, добыча нефти возобновится предположительно к концу 2016 года - ИФ-К). В любом случае, Международный валютный фонд (МВФ) уже прогнозирует снижение темпов роста ВВП Казахстана до 4,5-5,5% в 2015-2016 годы, в том числе и в связи с очередным переносом срока введения в эксплуатацию Кашаганского нефтяного месторождения. Также в начале декабря текущего года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB+/А-2" с "негативным" прогнозом вследствие снижения темпов роста и ослабления внешнеэкономических показателей. Как отмечают эксперты, наличие значительной ресурсной базы означает зависимость экономики страны от нефтяного сектора, который напрямую обеспечивает более 13% ВВП, более 50% доходов и 60% экспорта Казахстана. При этом, S&P, как и МВФ, считает, что снижение темпов экономического роста, падение цен на нефть, а также более низкие, чем ожидалось, объемы нефтедобычи и ухудшение внешнеэкономической ситуации приведут к ослаблению внешнеэкономической и фискальной позиции страны в ближайшие три года.

 

4. Амнистия капиталов

 

Третья по счету легализация капиталов и имущества в Казахстане началась 1 сентября 2014 года и завершится 31 декабря 2015 года. По итогам прошлой легализации, которая прошла в 2006-2007 годах, государство получило около $7 млрд долларов. В этот раз прогнозируется от $10 до $12 млрд. Интересно то, что очередная амнистия капиталов и имущества странным образом совпала со "второй волной" приватизации, которую решило провести государство, выставив на продажу некоторые активы национальных компаний, входящих в ФНБ "Самрук-Казына". Возникает такое ощущение, что элита решила закончить первый этап процесса передела собственности в Казахстане, который начался еще с начала 90-х годов. Второй этап передела собственности, скорее всего, начнется после смены власти в Казахстане.

 

5. Война санкций между Россией и Западом.

 

Последствия для Казахстана:

 

- Падение спроса на казахстанское сырье со стороны российских промышленных предприятий.

 

- Рецессия российской экономики и снижение курса рубля, что может вызвать девальвационное давление на тенге.

 

- Война с реэкспортом, которая, кстати, уже внесла раскол между Россией и Белоруссией, восстановивших таможенный досмотр, что является нарушением принципов Таможенного союза.

 

- Переориентация трудовой миграции из стран Центральной Азии от России в сторону Казахстан, что может вызвать напряжение на местном рынке труда".

 

 

Источник: Interfax.kz