Президент Казахстана как гарант законности, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и стоит на защите граждан РК, в том числе государственных служащих. По вопросу предупреждения и пресечения коррупционных преступлений и правонарушений действуют такие нормативные правовые акты, как Закон РК от 23.01.1999 г. «О государственной службе», Закон РК от 02.07.1998 г. «О борьбе с коррупцией», Кодекс чести государственных служащих РК, утвержденный Указом Президента РК от 03.05.2005 г. и другие нормативные правовые акты.

 

В целях недопущения фактов коррупционных правонарушений и преступлений и созданий условий порождающих их, работникам органов налоговой службы следует также руководствоваться и строго соблюдать требования Кодекса профессиональной этики работника налоговой службы, утвержденного приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 30.09.2006 года №474.

 

Однако наряду с этим, каждый сотрудник налоговых органов обязан не только выполнять все требования антикоррупционного законодательства, но и самостоятельно принимать необходимые меры по исключению возможности провоцирования со стороны налогоплательщиков на те или иные противоправные действия.

 

В целях предотвращения возможного совершения преступления, каждый работник налоговых органов должен соблюдать определенные нормы поведения на работе, а также в отношениях с налогоплательщиками, а именно:

 

-быть объективным и беспристрастным, а также нетерпимым к любым проявлениям коррупции и другим правонарушениям, от кого бы они не исходили;
-быть решительным при пресечении правонарушений, в то же время Ваши действия должны быть безупречными в правовом отношении, исключающими нарушения законности, ущемление чьих бы то ни было прав;
-пользоваться правами, предоставленными Законом, умело и разумно, проявляя выдержку и высокую культуру;
-в своих профессиональных отношениях с гражданами быть всегда вежливыми и корректными, сохраняя при этом твердость, профессионально-нравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с коррупцией;
-не допускать должностных злоупотреблений, проявлений бюрократизма, использование незаконных и недозволенных средств и методов в повседневной работе;

-укреплять престиж налоговых органов и беречь свою профессиональную честь;

-совершенствовать профессиональные качества, проявлять инициативу и творческий подход к исполнению обязанностей, оказывать поддержку коллегам;

-проявлять вежливость по отношению к своим коллегам и обращающимся гражданам, уважать их достоинство и требовать такого же поведения от других;

-строго соблюдать правила субординации, быть всегда вежливыми и тактичными;

-обеспечить бережное и экономное использование вверенного государственного имущества;

-обеспечить сохранность служебных документов;

-не использовать должностное положение, служебную информацию в корыстных и личных интересах;

-не допускать фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность и случаев незаконного лоббирования интересов хозяйствующих субъектов;

-соблюдать правила профессиональной этики, общепринятые нормы такта и этикета.

 

Каждый сотрудник налоговых органов должен помнить, что любое противоправное действие сотрудника налогового комитета не только отрицательно влияет на имидж налоговых органов, но и в установленном Законом порядке виновные в этом лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, а также к уголовной ответственности.

 

Так, за грубое нарушение законности, злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное действие должностного лица, нарушающее требования служебного долга и причинившего существенный вред государственным или общественным интересам, либо правам и охраняемым Законом интересам граждан, наступает уголовная ответственность, определенная в главе 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» Уголовного кодекса РК.

 

В частности, виновные лица при наличии на то достаточных оснований привлекаются к уголовной ответственности за:

 

-злоупотребление должностными полномочиями по ст. 307 УК РК;

-превышение власти или должностных полномочий ст. 308 УК РК;

-присвоение полномочий должностного лица ст. 309 УК РК;

-незаконное участие в предпринимательской деятельности ст. 310 УК РК;

-получение взятки ст. 311 УК РК;

-дача взятки по ст. 312 УК РК;

-посредничество во взяточничестве по ст. 313 УК РК;

-служебный подлог по ст. 314 УК РК;

-бездействие по службе по ст. 315 УК РК;

-халатность по ст. 316 УК РК.

 

Наиболее тяжким и более распространенным, которое может быть предъявлено государственному служащему среди указанных преступлений, является взяточничество.

 

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, предоставляемые государственному служащему в целях решения того или иного вопроса.

 

Кроме того, необходимо помнить, что в случае попытки дачи взятки, работникам налоговой службы следует не поддаваться под влияние налогоплательщика, вежливо и корректно разъяснить положения Закона РК «О борьбе с коррупцией», в частности, об ответственности за подобное преступление не только работника налоговой службы, но и налогоплательщика, урегулированные ст.312 Уголовного кодекса РК.

 

В случае если после этого, налогоплательщик настаивает на решении своих проблем путем подкупа, сотрудник налогового комитета обязан прекратить с ним всяческие контакты и сообщить о произошедшем руководству налогового комитета в письменной форме. При этом по возможности необходимо, чтобы данный факт могли подтвердить свидетели, установить данные потенциального взяткодателя и свидетелей с указанием их фамилии, имени, отчества.

 

В свою очередь, руководство налогового органа обращается с письменным заявлением в правоохранительные органы, которым оказывается полное содействие в привлечении взяткодателя к ответственности в соответствии с действующим законодательством РК.

 

При выходе посетителей, предлагавших взятку, необходимо осмотреть кабинет (рабочее место) и в случае обнаружения незнакомых предметов, конвертов, свертков, пакетов и прочих вещей, не прикасаясь к нему, незамедлительно вызвать сослуживцев, свидетелей и немедленно доложить о данном факте своему руководству.

 

Факт обнаружения незнакомого предмета следует отразить в протоколе, составленном с участием свидетелей, которыми могут являться как коллеги, так и посторонние лица.

 

Согласно Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», статьи 13 .. Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функции, или приравненных к ним лиц подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий налоговый орган об обстоятельствах поступления таких средств.

 

Подарки, поступившие без ведома лица, а также подарки полученных в связи с выполнением соответствующих функций подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

 

Лицо уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо приравненное к нему обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд, если имеются такие факты.

 

исп. Диас Алтайулы Каршалов