Эксперты полагают, что Средней Азии грозит дестабилизация в связи с «обострением» исламизма — от активизации местных радикальных движений до реального присоединения «Исламского движения Узбекистана» к мощной армии строителей халифата «Исламское государство» (ИГ). Представители спецслужб и аналитики заговорили о деятельности боевиков на территории бывшего СССР. Как передало на днях РИА «Новости», глава «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) Усмон Гози заявил о присоединении своей организации к боевикам ИГ. Об этом российскому агентству сообщил неназванный источник в правоохранительных органах Узбекистана.

 

«Мы обладаем оперативной видео- и аудиоинформацией о поддержке и участии ИДУ в совместных военных действиях на стороне подразделений ИГ», — сказал собеседник.

 

Он уточнил, что ИДУ активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана.

 

Спецслужбы Узбекистана усилили антитеррористические меры, начиная с улучшения работы агентурной сети. «Мы должны работать на опережение, на несколько шагов вперёд», — заметил источник.

 

О решении ИДУ присоединиться к ИГ стало известно ранее, указывает газета «Взгляд». 28 августа на мосту в Юнусабадском районе Ташкента неизвестные вывесили флаг «Исламского государства». Пресс-служба МВД Узбекистана заявила, что организаторы акции не достигли никаких результатов: для большинства жителей республики этот флаг — кусок ткани с непонятными буквами. Читать по-арабски здесь умеют немногие.

 

Газета приводит мнение экспертов, согласно которому в зоне риска находится не только Узбекистан. «Для нас, экспертов по исламу, стала неожиданностью та скорость, с которой распространяется нестабильность на Ближнем Востоке. Также есть угроза возвращения бойцов «Исламского государства Ирака и Леванта» в Кыргызстан», — говорит Кадыр Маликов, глава аналитического центра «Религия, право и политика». В конце сентября тот же Маликов на конференции в Бишкеке говорил, что на границе Афганистана и бывшей советской Средней Азии наблюдается концентрация бойцов ИДУ. «Кыргызстан может столкнуться с дестабилизацией», — указал Маликов. По его словам, под угрозой находится и Ферганская долина Узбекистана.

 

Обеспокоены деятельностью боевиков и туркменские спецслужбы. «Интерфакс-Казахстан» приводит выдержки из газеты «Мегаполис» от 13 октября. Цитаты касаются информации об исламистах, полученной туркменскими спецслужбами.

 

По мнению аналитиков, в Средней Азии вполне может появиться местное (независимое) террористическое объединение — по аналогии с ИГ. Это может случиться, если смена власти в Узбекистане и в Казахстане будет сопровождаться конфликтами, ведущими к дестабилизации всего региона, и без того известного своими проблемными зонами.

 

Туркменские спецслужбисты отмечают, что сейчас активность узбекских исламистов и талибов вблизи туркменской границы усиливается. Одним из возможных направлений удара при дестабилизации обстановки может стать как таджико-афганская, так и туркмено-афганская граница. За ней открывается дорога в западные регионы Казахстана. А в Казахстане, отмечает источник, в последние годы наблюдалась активность джихадистов, действующих в т. ч. под влиянием северокавказского подполья.

 

«При таком сценарии попытка тёмных сил отколоть от Казахстана нефтегазовые месторождения по аналогии с Ираком может выглядеть вполне реалистично. В этом случае будет нанесён удар сразу по нескольким целям. Во-первых, по нефтегазовым интересам Запада в казахстанском регионе. Во-вторых, появится ещё один плацдарм для радикалов-суннитов недалеко от шиитского Ирана. В-третьих, увеличатся террористические риски по всему Каспийскому региону, в том числе для России, так как ещё больше укрепится прочная террористическая дуга по линии Северный Кавказ — Западный Казахстан».

 

Между тем есть и иное мнение, касающееся в первую очередь того же ИДУ, подпитывающего радикальную среду в Средней Азии.

 

Сайт «Интерфакс-религия» приводит мнение экспертов, полагающих, что «Исламское движение Узбекистана» пошло на союз с «Исламским государством» из-за собственной слабости. Об этом пишут узбекские СМИ.

 

«ИДУ утратило поддержку в Афганистане, поскольку от его жестокости страдают мирные жители. Теперь ИДУ присматривается к северному Афганистану, где проживает большинство этнических узбеков страны», — заявили аналитики Службы национальной безопасности Узбекистана.

 

Была названа и материальная причина консолидации. По данным экспертов, ИДУ вынужденно объявило об «альянсе» — из-за прекращения потока финансирования от «спонсоров». «У них, по сути, нет лидеров, и они ищут кого-то, за кого можно было бы уцепиться. Но этот альянс не может гарантировать им никакого усиления», — сказали эксперты. Далее они напомнили, что ИДУ пошатнулось с уничтожением его командиров: Тахира Юлдашева и Усмона Одила (убиты соответственно в 2009 и 2012 гг.).

 

Однако исламисты всё же представляют опасность. «По нашим данным, количество боевиков ИДУ составляет около пяти тысяч человек, и можно говорить об угрозе странам Центральной Азии — Таджикистану, Узбекистану, Кыргызстану. Однако мы уверены, что все их попытки проникнуть на территорию нашей страны обречены на провал», — говорит представитель СНБ Узбекистана.

 

Также он заявил, что Узбекистан готов отразить угрозу, а поддержка идей «халифата» в республике близка к нулю.

 

Тем не менее, открытие новых источников финансирования может привести к усилению ИДУ.

 

Как сказал газете «Взгляд» Бахтияр Бабаджанов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана, боевики ИДУ набираются на Ближнем Востоке боевого опыта, чтобы применить его впоследствии в других точках, в том числе и на родине.

 

«Известно, что часть боевиков ИДУ в 90-х годах воевала в Чечне, — сказал изданию политолог. — Что хуже всего, теперь для них открыты финансовые источники, это только увеличивает их опасность для Узбекистана».

 

Правда, по словам Бабаджанова, в количественном отношении ИДУ едва ли серьёзно опасно для Узбекистана: при необходимости против радикалов выдвинутся регулярные воинские части. Однако боевики «будут опасны в силу боевого опыта».

 

«Это значит, что у них не будет страха перед выстрелами, открытым боем с регулярными соединениями, — отметил эксперт. — Кроме того, они в любом случае могут уйти в Афганистан и оттуда угрожать нам».

 

Версию же о том, что какие-то внешние силы могут использовать ИДУ для свержения режима Каримова, Бабаджанов ставит под сомнение: «Я не думаю, что Ислам Каримов неудобен американцам, поскольку президент Узбекистана смог найти с США общий язык. Дело в том, что не все внешнеполитические игры очевидны и с ходу прогнозируемы».

 

Надо напомнить также, что ИГ помышляет о чуть ли не мировом халифате. Ирак и Сирия — это лишь первые ступеньки длинной лестницы.

 

Если продолжить этот список другими восточными регионами, то халифатчики предполагают «освободить» Саудовскую Аравию: режим Саудов им не по нраву, а ещё их интересует нефть. Потом они вторгнутся в Кувейт — там тоже нефть. Придётся захватить и Иран — режим там тоже плох, а нефти много. Следующие цели — Турция и Азербайджан. А там уж и Средняя Азия, где тоже можно кое-чем поживиться.

 

Консолидация США с нефтяными восточными монархиями (Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ и др.) сама за себя говорит: угроза ИГ, организации богатой и обеспечившей себя новейшими вооружениями, рассматривается как одна из самых серьёзных.

 

Ранее боевики из ИГ обещали утопить в крови и США — это было сделано после того, как американцы нанесли по захваченным исламистами территориям в Ираке первые авиаудары.

 

Переходим к России

 

13 октября на сайте РИА «Новости — Украина» появился материал Владимира Матвеева под названием «Исламское государство» и США угрожают безопасности России».

 

Автор отмечает, что угроза одного из командиров «Исламского государства» о возможном вторжении в Россию, растиражированная затем СМИ, иллюстрирует настроение группировок, мечтающих отторгнуть часть территории России на Кавказе, дабы создать там исламское государство. Кроме того, Матвеев указывает на стремление Запада отвлечь Москву от Украины.

 

Неспроста командир одной группировки ИГ Тархан Батирашвили (он же Омар-Чеченец), сообщив по телефону отцу, что его группировка разбила иракскую армию и взяла Мосул, заявил, что следующей целью станет Россия.

 

По словам Батирашвили-старшего, побеседовавшего с журналистами, его сын сказал: «Не волнуйся, папа, я вернусь домой и покажу русским. За мной идёт много тысяч человек, и я привлеку ещё больше. Мы отомстим России».

 

Напомним также, что экстремисты из ИГ полтора месяца назад заявили, что планируют «освободить» Чечню и Кавказ «милостью аллаха». Боевики сделали перевод своего видеообращения, адресованного В. Путину, на русский язык. Исламист вещал из кабины истребителя, стоящего на захваченном военном аэродроме в районе Табака в провинции Ракка (Сирия).

 

Вот строчки из текста обращения: «Это послание тебе, о Владимир Путин! Это твои самолёты, которые ты отправил Башару, мы, волею аллаха, их отправим тебе, помни об этом!»

 

Свой ответ боевикам дал Рамзан Кадыров: «Я со всей ответственностью заявляю, что тот, кому пришло в голову высказать угрозу России и произнести имя президента нашей страны Владимира Путина, будет уничтожен там, где он это сделал. Мы не будем дожидаться, пока он сядет за штурвал самолёта, он отправится туда, где гниют его братья-террористы Хаттаб, Абу Валид и другие посланники Запада».

 

Российское руководство исходит из того, что деятельность боевиков, объединившихся под флагом ИГ, — результат непродуманных силовых действий Соединённых Штатов Америки и их союзников. Вмешательство в дела других государств привело к обострению конфессиональных и национальных проблем и упадку экономики.

 

Боевики как раз играют на нестабильности ситуации: собирают налоги, имитируют наём «государственных служащих» и выплату им довольствия. Есть сведения, что при возможности боевики ИГ даже раздают денежные пособия безработным. Всё это привлекает в их ряды массу сторонников-идеалистов, верящих в социальную справедливость и светлое будущее, построенное на основе шариата.

 
 
 
Источник: topwar.ru