Как напомнил на минувшей неделе Economist, 1 июня 2015 года группа активистов «Reclaim the Power» организовала акцию протеста против британской энергетической отрасли. В ходе акции были заблокированы офисы, а также проведены протесты в галереях, которые содержатся на средства нефтяных компаний. Данная акция являлась частью более широкой кампании, которую проводит организация «350.org» и которая направлена на убеждение инвесторов отказываться от владения акциями в компаниях, добывающих ископаемое топливо и таким образом вносящих вклад в изменение климата.

 

К настоящему моменту активистам уже удалось убедить 220 городов и институтов отказаться от некоторых активов, начиная с очень маленьких (Australian Guild of Screen Composers) и заканчивая большими (фонд Стэндфордского университета объемом $21 млрд.). В текущем месяце крупнейшим успехом активистов стало согласие норвежского суверенного фонда благосостояния с активами объемом около $900 млрд. продать акции компаний, которые добывают уголь и нефтеносные пески, оказывающие особенно негативное влияние на окружающую среду.

 

Отказ от инвестиций в определенные сегменты экономики и призывы к нему не новы. Данный способ применялся при борьбе с режимом апартеида в ЮАР в 1980-е годы, а также при борьбе с компаниями, производящими оружие, табачными концернами и т.д. Такие акции протеста, как правило, порождают горячие дискуссии.

 

Свидетельств о том, что «этическое инвестирование» снижает прибыль, очень мало. Например, согласно одному обзору академических работ, опубликованному в 2009 году, между реализацией социальной политики и финансовыми результатами существует умеренно положительная корреляция. Согласно более позднему исследованию компании MSCI, которая изучила данные за период с февраля 2007 года по март 2015 года, инвестиционные портфели, в которых значительную долю занимают компании с высоким экологическим, социальным и административным рейтингом, а также компании, которые недавно повысили свой рейтинг, показывают более высокие результаты, чем рынок в целом.

 

Хотя, как отмечается в статье, влияние отказа от инвестиций на поведение фирм является спорным. Невозможно продать акции энергетической компании при отсутствии покупателя, а покупатель, вероятнее всего, будет меньше беспокоиться об изменении климата. Кроме того, до сих пор кампания «350.org» в основном добивалась большего успеха с фондами и благотворительными организациями, чем с крупными пенсионными фондами. Согласно исследованию Ассоциации независимых нефтепромышленников США, 88% институциональных инвесторов вряд ли могут быть убеждены кампанией в отказе от инвестиций.

 

Перед активистами кампании по отказу от инвестиций лежит длинный путь. В течение последнего года акции производителей энергии снижались в цене, однако основной причиной этого стало падение цен на нефть, а не экологическое прозрение среди инвесторов.

 


Источник: Bankir.ru