В поправках также прописано, что Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим не просто законодательные функции, а осуществляющим в соответствии со статьей 3 Конституции, законодательную власть.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Основного закона, право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий.
По словам депутата, очень важная поправка - о праве заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности и обращения к Президенту об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. В этом случае Президент освобождает члена правительства от должности.
Согласно новой редакции пункта 2 статьи 61, Президент вправе определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.
Существенное изменение предлагается в пункт 1 статьи 70, в соответствии с которым правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом.
«Эта норма повышает ответственность депутатов, а также усиливает партийный принцип выборной системы страны», - отметил Абдиров.
Поправки в статью 44 предусматривают передачу от Президента правительству полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета.
Эта задача будет решаться правительством по согласованию с Главой государства. Проектом исключается право Главы государства отменять либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-Министра. Тем самым, всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство.
Вместе с тем, Президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный Совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции.
Отдельные поправки касаются суда и прокуратуры. «В действующей редакции пункта 3 статьи 79 Конституции установлены квалификационные требования к судьям. Эти же требования указаны и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Законопроектом предлагается конкретизировать квалификационные требования к судьям только законом», - пояснил депутат.
Норма статьи 81 об осуществлении Верховным Судом надзора за деятельностью судов заменяется уточнением, что Верховный Суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.
Изменения, вносимые в пункт 1 статьи 83, касаются обобщения отдельных функций прокуратуры, поскольку они осуществляются прокуратурой в рамках высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан.
«В предлагаемой редакции основные функции прокуратуры изложены объемно и вместе с тем компактно со ссылкой на закон. При этом предусматривается, что прокуратура осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории страны, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование», - сказал он.
Законопроект содержит также нормы, касающиеся местных представительных и исполнительных органов. В частности, в пункт 5 статьи 86 вносятся изменения, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики Казахстан после консультаций с премьер-министром и председателями палат Парламента.
Такое коллегиальное решение обеспечивает его обоснованность и необходимость и повышает статус маслихатов, считает Абдиров.
В пункте 4 статьи 87 на уровень закона отнесен порядок назначения или избрания на должность акимов городского, районного и сельского уровня, а также освобождения их от должности. Сейчас он регулируется указом Президента.
«Эти дни все постоянные комитеты Сената и Мажилиса, фракции политических партий, депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана обсудили внесенный проект Закона и предложения, озвученные депутатами в ходе первого чтения. Совместная комиссия палат Парламента активно работала 4 и 5 марта (...) Поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были всесторонне рассмотрены совместной комиссией. По итогам своей работы Комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат парламента во втором чтении 10 поправок. Большая их часть была ранее оглашена депутатами Парламента при обсуждении законопроекта в первом чтении», - добавил Нурлан Абдиров.