Почти 30% от общего числа обращений предпринимателей Туркестанской области, поступивших за первое полугодие 2018 года в региональную палату предпринимателей по вопросам защиты бизнеса, связаны с земельными вопросами.
Как сообщил «Къ» заместитель директора РПП Кайрат Акенов, по сравнению с предыдущими годами есть положительные изменения: в первые годы работы палаты (2013–2014 годы) земельные вопросы составляли порядка 70–80% от всех жалоб предпринимателей.
«В результате активного содействия местных исполнительных органов эти нарушения намного уменьшились, – отметил г-н Акенов. – Государственные органы идут навстречу. Адмбарьеры снижаются. К примеру, уровень согласования проектов постановлений сократился с 12 до 4 человек».
Тем не менее, говорит он, земельные вопросы как занимали, так и продолжают занимать в списке жалоб лидирующую позицию. Неизменными остаются и виды обращений, поступающих по этому вопросу. Это проблемы при изменении целевого назначения земельных участков, жалобы на действия или бездействие земельной комиссии, затягивание сроков выдачи постановлений и иных документов на землю, изъятие земель и так далее.
Как считает собеседник издания, главная причина такой ситуации – нерадивое отношение к выполняемой работе сотрудников местных исполнительных органов, то есть человеческий фактор. Соответственно, уменьшить его влияние позволит цифровизация услуг в земельной сфере.
Между тем сами предприниматели придерживаются иного мнения. Так, Муса Джумашев, проблема которого рассматривалась на последнем заседании регионального совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, заявил: все дело в коррупции.
В 2011 году ему предоставили в Туркестане земельный участок площадью 2 га для строительства скотного рынка, через два года дополнительно отвели еще порядка 2,3 га. В счет выкупа земельных участков в 2013 году он внес более 4 млн тенге. Предприниматель получил все правоустанавливающие документы, зарегистрировал право собственности, подвел инфраструктуру. Получив разрешения, построил офис, три столовые и другие здания, которые были сданы в эксплуатацию в соответствии со всеми требованиям законодательства. Однако в 2016 году решением специализированного межрайонного суда ЮКО по иску управления земельной инспекции ЮКО, договоры купли-продажи земельных участков и государственная регистрация на земельные участки были признаны недействительными.
Основанием для такого решения послужило отсутствие инвестдоговора, хотя оригинал этого документа на руках у предпринимателя имелся, что он и продемонстрировал на заседании. Предъявить инвестдоговор в самом суде г-н Джумашев не смог, так как, по его словам, приглашен туда не был. На заседании он недоумевал: как считавшиеся законными документы через пять лет вдруг стали незаконными?!
Предприниматель пытался обжаловать решение вплоть до Верховного суда, однако высший судебный орган не только подтвердил ранее принятые решения, но и установил, что право подписи на документах руководитель отдела земельных отношений акимата не имел. Между тем, здания, строения и сооружения по сей день принадлежат предпринимателю. Он понес колоссальные расходы и продолжает нести убытки.
Еще один случай, рассмотренный на заседании, также касался Туркестана. В январе 2007 года ТОО «Қарабұра мәдени орталығы» выдали земельный участок площадью 0,18 га под строительство музея. В начале этого года, когда члены товарищества собрались приступить к запланированной стройке, то увидели, что на их участке уже возведено здание – Школа искусств. Оказалось, что постановлением акима Туркестана еще в 2013 году земельный участок изъяли для государственных нужд.
«Никаких уведомлений о том, что он изымается, ни от акимата, ни от отдела земельных отношений ни в письменном, ни в каком другом виде к нам не поступало, – рассказал представитель ТОО Нурлан Жусупов. – По сей день участок находится на нашем балансе, он зарегистрирован на нас в юстиции, мы платим за него налоги. Каким образом отчуждалась земля и на каком основании, мы до сих пор не знаем».
Ответить на этот и другие вопросы по обоим туркестанским случаям не смог приглашенный на заседание заместитель акима Туркестана Гани Рысбеков. Как заявил замакима, он не был готов разговору, так как не знал о повестке дня. Тем не менее не преминул заметить: «Где был бизнесмен эти 10 лет? Ждал, пока образуется «Атамекен»?! Он же мог судиться. Я работал секретарем маслихата, потом три года замакима. Но никогда не слышал, чтобы кто-то претендовал на эти земли». Г-н Рысбеков добавил, что решить сейчас этот вопрос будет непросто: столько лет прошло, за это время в Туркестане сменилось несколько акимов.
«Поменялись акимы, но акимат не поменялся, – высказался член совета Умирзак Мельдеханов. – Госорган остается госорганом и отвечает за свои действия независимо от того, что один аким ушел, другой пришел».
Помимо нарушений при изъятии земельных участков для государственных нужд на заседании также рассмотрели другую категорию земельных дел, связанную с административными барьерами при изменении целевого назначения земельного участка, пролонгации договоров аренды земельного участка и так далее. Как констатировал председатель совета Мелес Сейтжанов, несмотря на требования ряда статей Земельного и Гражданского кодексов РК, здесь продолжают иметь место систематические нарушения законодательства и допускаться административные барьеры на стадии согласования проектов постановлений.
Подготовлено www.kursiv.kz