20 февраля Мажилис на пленарном заседании под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрил в первом чтении проект Кодекса об административных правонарушениях.
Выступая с содокладом на пленарном заседании, руководитель рабочей группы Арман Кожахметов отметил, что административное законодательство будет реформировано путем гуманизации, снижения нагрузки на суды.
В этой связи, пересмотрена компетенция судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа, за исключением некоторых статей.
Суды будут рассматривать дела об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение иностранцев либо лиц без гражданства; конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; лишение специального права, лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий; приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности.
Вводится дифференциированная процедура привлечения к административной ответственности по сокращенному или общему порядку. Сокращенный порядок осуществляется в случаях, когда лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, не имеет претензий и готово добровольно уплатить штраф. При этом оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.
Предусматривается абсолютно определенный размер штрафа, что позволит исключить коррупциогенный фактор при вынесении административного взыскания.
Пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками.
Систематизируются административно-процессуальные нормы путем переноса в проект Кодекса ряда норм Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Вводится институт пересмотра вступивших законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, что дает возможность физическим и юридическим лицам в полной мере реализовать защиты своих прав.
Вместе с проектом Кодекса одобрены также в первом чтении сопутствующие поправки, которые вносятся в Уголовно-исполнительный, Гражданский процессуальный, Бюджетный кодексы, Кодексы "О здоровье народа и системе здравоохранения" и "О таможенном деле в Республике Казахстан", а также ряд законов.
И сегодня Мажилис одобрил законодательные поправки по вопросам внешней разведки. Законодательные нововведения, о которых Палате доложил руководитель рабочей группы, депутат Жанат Джарасов, направлены на совершенствование разведывательной и контрразведывательной деятельности.
На пленарном заседании Мажилис одобрил во втором чтении проект закона с сопутствующими поправками "О гражданской защите". Документ внесен в Мажилис 29 ноября 2012 года и 19 июня 2013 года одобрен Палатой в первом чтении. Выступая на пленарном заседании, руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Анатолий Пепенин отметил, что при подготовке ко второму чтению рассмотрено более 500 поступивших от депутатов замечаний и предложений. Всего по законопроекту проведено 43 заседания рабочей группы, 2 выездных и 2 расширенных заседания Комитета, круглый стол на тему "О путях решения проблемных вопросов в области гражданской защиты".
Со всеми принятыми головным Комитетом поправками разработчик согласился.
В частности, с целью снижения административного давления на субъектов бизнеса переработана глава 13 "Обеспечение промышленной безопасности". С тем, чтобы к опасным производственным объектам, подпадающим под государственный надзор в области промышленной безопасности, относить только те объекьты, которые представляют реальную угрозу для работников и населения, глава дополнена новыми статьями, устанавливающими признаки опасных производственных объектов и правила их идентификации. В данной главе уточнены также редакции статей, регулирующих общественные отношения в области экспертизы промышленной безопасности; выдачи разрешений на применение технологий, технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах, и опасных технических устройств, выдачи разрешений на применение взрывчатых веществ, производство взрывных работ, расследования аварий на опасных производственных объектах.
В связи с полученным положительным заключением Правительства Республики Казахстан статьи 15 и 59 дополнены нормами, наделяющими местные исполнительные органы правом принятия решений о выделении бюджетных средств из местных бюджетов для оказания социальной помощи добровольным пожарным, спасателям добровольных аварийно-спасательных служб и формирований, а также членам их семей в случаях гибели (смерти), установлении инвалидности в результате увечья, травмы, ранения, контузии при исполнении служебных обязанностей