Необходимость объединения двух кодексов вызвана тем, что в Казахстане сейчас существует наличие определенных законодательных различий в процедурах налогового и таможенного администрирования. Министерство финансов Казахстана приступило к объединению налогового и таможенного кодексов, сообщил в четверг председатель Комитета государственных доходов минфина Даулет  Ергожин

 

"Коротко остановлюсь на инициативе, к которой мы приступили с 1 января (2016 года) —  это  разработка объединенного Кодекса государственных доходов, с установлением единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей, унификацией налоговых и таможенных процедур и оптимизацией бизнес-процессов администрирования", — сказал Ергожин в ходе круглого стола "Реформирование налоговой системы и совершенствование таможенного администрирования"

 

Он пояснил, что необходимость объединения вызвана тем, что в Казахстане сейчас существует наличие определенных законодательных различий в процедурах налогового и таможенного администрирования. "Различия есть в порядке учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг и т.д. То есть, процесс администрирования сейчас разнится", — пояснил глава КГД.

 

Помимо этого, по его оценке, из ныне существующего порядка администрирования "можно безболезненно 30% бизнес-процессов выкинуть, до 50% можно оптимизировать".

 

Помимо этого, глава КГД сообщил, что в рамках разработки проекта Кодекса о недрах предполагается изменение концептуальных подходов по учету и оценке полезных ископаемых. 

 

"Существуют значительные различия в условиях разработки месторождений и переработки полезных ископаемых, сейчас на практике недропользователи горнорудного сектора преимущественно осуществляют полный цикл работ от добычи и контрактной деятельности до последующей металлургической переработки добытого сырья. При этом доход по контрактной деятельности определяется как себестоимость, увеличенная на 20%, соответственно, рентабельность по контрактной деятельности не достигает 25 % и налог на сверхприбыль не возникает", — констатировал Ергожин. 

 

"Все (…) это пока на уровне идей. Мы сейчас думаем над тем, как дифференцировать подход к налогообложению углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе урана, по всем специальным налогам и платежам недропользователей. Возможно, рассмотреть вопрос: для твердых полезных ископаемых отменить налог на сверхприбыль с переносом налоговой нагрузки на другие виды налогов полезных ископаемых, а для углеводородного сырья сохранить текущий налоговой режим, предусматривающий уплату, в том числе, платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых, налога на сверхприбыль, рентного налога на экспорт и подписного бонуса. И посмотреть изменение границ контрактной деятельности", — добавил он. 

 

В этой связи, по его словам, в проекте Единого кодекса рассматривается возможность законодательного установления более детального порядка ведения раздельного налогового учета между контрактной и внеконтрактной деятельностями. "Это определение себестоимости, распределение доходов и расходов между контрактной и внеконтрактной деятельностями, определение уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки", — пояснил председатель комитета.

 

"Мы также обсуждаем вопрос исключить бонус коммерческого обнаружения с переносом нагрузки на НДПИ, так как по своей сути бонус коммерческого обнаружения является авансовым платежом за добычу полезных ископаемых и тем самым выполняют функцию такого наказания за успех. Также мы рассматриваем предложения отмены налога на транспорт и его перенесение его в акциз для простоты исчисления и уплаты, а также вопрос реформирования сбора налогов на имущества и землю, чтобы их объединить", — заключил Ергожин.