В интервью Euromoney председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметоварассказала, что один из вариантов взаимодействия Народного банка и Казкоммерцбанка, который рассматривается на данный момент, - сохранить Халык как универсальный банк, а Казком оставить в качестве розничного онлайн-кредитора.

Обозреватель Forbes.kz узнала у главы Народного банка, какой вариант работы двух финансовых институтов в Группе Халык предпочтителен для нее.

- Умут Болатхановна, вы уже говорили, что один из вариантов работы двух БВУ в группе – сохранить Халык как универсальный банк, а Казком оставить в качестве розничного онлайн-кредитора. Какие ещё варианты совместной работы банков вы рассматриваете?

- Конечно же это вопрос объединения банков, вопрос сохранения двух банков, и в рамках сохранения двух БВУ - полное сохранение или концентрация одного на розничном сегменте другого на корпоративном. Там опций много. Мы изучаем как минимум 3 варианта.

- Народный станет корпоративным?

- Сложно сказать. Мы – розничный банк номер один в стране, у нас самая большая розничная сеть, в два раза больше чем у Казкома, у нас в три раза больше клиентов-физлиц, чем у Казкома, мы всегда были лидерами по выплате пенсий и так далее. Халык никогда не откажется от розничного бизнеса. Для нас это очевидно.

- Понятно, что решение по этому вопросу будет принимать совет директоров, исходя из экономических показателей, но какой вариант предпочли бы вы?

- Все объединить, лишнее обрезать, сократить расходы, увеличить доходы и клиентскую базу. Но это все очень сложно. Но в этом случае возникает очень много вопросов. Первый вопрос сразу упирается в IT. Мы достаточно разные по этим системам. Есть клиенты, которые любят Казком, другие предпочитают Халык. Эти моменты очень критичны. Если будет нужно, мы будем двигаться, но медленно, по мере того, как клиентам будет комфортно. Для нас во всей этой истории главное – это клиенты и их интересы. Мы все решения рассматриваем, в первую очередь, с этой точки зрения, потом уже смотрим на экономику и на физические трудозатраты.

- Вы проводили исследование бренда Казком?

- Да. В целом к Казкому очень хорошее отношение - особенно у онлайн и у розничного направлений. У банка хороший имидж, хороший бренд. Мы тоже не хотим это терять.

- Умут Болатхановна, не могу не задать вам несколько вопросов и о банковской системе РК. В RBK хранились деньги нацкомпаний; говорят, что в других небольших банках тоже много вкладов квазигосударственного сектора, и именно по этой причине Нацбанк мотивирует БВУ объединяться и укрупняться…

- Банковский бизнес очень капиталоёмкий, поэтому им (мелким банкам. – F) придётся объединяться. Я взяла отчётность наших мелких банков за 9 месяцев: некоторые из них демонстрируют рост на 50-60%. И это мелкие банки! Им уже нужно задать вопрос: за счёт чего они растут? Не хочу называть имена, но оно очевидно. Нужно идти к ним и разбираться, откуда пришли пассивы и куда они их вложили. Сегодня расти негде мелким банкам.

- Учитывая, что регулятор ужесточает требования к БВУ, можем ли мы рассчитывать, что нацкомпании не будут нести деньги в малонадёжные банки?

- Все зависит от самих нацкомпаний. Я слышала, что нацкомпании хотят, чтобы регулятор определял, куда они могут вкладывать, а куда нет. Но это неправильно. Они сами должны понимать, где есть риски и во что им можно вкладывать.

- Другие банкиры, как и вы, говорят, что ликвидность есть, но нет надежных заемщиков. Как банковская система будет выходить из этого замкнутого круга?

- Нужна совместная работа Нацбанка и правительства. Нужно идти в рамках либерализации всего рынка, разгосударствления. У нас сегодня 80% экономики – это госкомпании и нацкомпании. Чем больше будет малого и среднего бизнеса, тем больше у нас будет появляться возможностей. А когда все едино и все государственное, расти некуда.

- Одним из шагов к разгосударствлению было Народное IPO, но, учитывая экономическую ситуацию, сейчас не лучшее время для вывода компаний на биржу...

- Я не верю в Народное IPO. Есть примеры КТО и KEGOC, когда государство в компании сохраняет 70% своего управления. Я скептически к этому отношусь. Если миноритарная доля не участвует в управлении, это все равно то же самое государство. Насколько они эффективны, насколько коррумпированы, насколько прозрачно они принимают свои решения? Миноритарии этого не видят и ни на что не влияют. Если делать приватизацию, то надо выводить на рынок целые компании.

- Найдутся ли покупатели на компании, если их в нынешней экономической ситуации вывести на рынок?

- Это будет сложно.

- Какой ещё есть путь?

- Законодательные вещи, либерализация, куча разрешительных документов. Но здесь, кстати, НПП очень эффективно работает. Они снижают уровень получения документов на лицензирование, административную нагрузку, но в целом выход один - через частный рынок и снижение роли государства; по-другому никак.

- Государство сможет пойти этим путём?

- Да. Будет нужно, иначе Узбекистан нас забьёт.

 

Источник: Forbes Kazakhstan