oleg alferovСитуация в автомобильной отрасли Казахстана заметно улучшилась. В прошлом году производство автомобилей впервые после двух лет спада продемонстрировало подъем. Но все ли так безоблачно складывается в автомобильной промышленности страны?

О проблемах и перспективах казахстанского автопрома, мы попросили рассказать председателя правления ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олега Алферова.

- Олег, в прошлом году ситуация в автопроме Казахстана начала меняться в лучшую сторону: после двух лет спада наметился рост. Как Вы, в целом, оцениваете ситуацию в автомобильной отрасли республики? И каковы главные итоги прошлого года для отечественного автопрома?

- Начну с того, что в 2017 году автомобильная отрасль Казахстана отметила свой 15-летний юбилей. За полтора десятилетия на территории страны было выпущено более 180 тыс. транспортных средств.

В рамках первой пятилетки индустриализации (2010-2014 годы – КазТАГ) автопром продемонстрировал наиболее высокие темпы роста в обрабатывающем секторе казахстанской экономики. Объемы выпуска автомобилей выросли практически в 5 раз.

Но в период 2014-2016 годов всем известные события (несколько девальваций тенге – КазТАГ) в валютном секторе, спровоцированные снижением стоимости ключевых экспортных товаров Казахстана, привели к обрушению отечественного автомобильного рынка, и продажи новых легковых автомобилей сократились четырехкратно, а их производство в свою очередь упало в 5 раз.

И лишь с января прошлого года автомобильная отрасль оттолкнулась от дна, и стартовал долгожданный процесс восстановления отраслевых показателей, в частности начали демонстрировать увеличение объемы выпуска. А с марта 2017 года мы наблюдали возобновление роста рынка в целом – объемов спроса и потребления со стороны казахстанцев. И этот рост продолжался на протяжении всего прошлого года.

То есть речь шла об устойчивой динамике. И по итогам 2017 года мы можем констатировать кратный рост объемов производства. Оно восстановилось не только до уровня 2015 года, но и превзошло его почти на треть. Это все еще менее половины результата, достигнутого в докризисный 2014 год. Но, тем не менее, это уже более серьезные объемы, чем в 2016-ом.

- Вы говорите, в первую очередь, о восстановлении производства, а как ведет себя автомобильный рынок?

- Рынок пока что восстанавливается более скромными темпами. А именно: в прошлом году прирост составил 6%. Но мы ожидаем в 2018-ом ускорения восстановительной динамики, и рассчитываем на то, что рыночный прирост объемов новых легковых автомобилей, реализованных по итогам наступившего года, составит не менее четверти.

Такой результат будет достигнут за счет расширения модельной линейки выпускаемых автомобилей. Этот процесс начался в 2017 году и был запущен всеми отечественными производителями. Сейчас на конвейере отечественных заводов выпускается более 140 моделей 19 брендов. Этот диапазон будет дополнительно расширен в текущем году.

Собственно, этот фактор наряду с ожидаемой стабильностью макроэкономической конъюнктуры станет основным залогом продолжения и ускорения восстановительной динамики, которая наметилась по итогам 2017-го. Напомню, что ВВП в прошлом году ускорился до 4% с 1% в 2016-ом.

- В связи сростом цен на нефть и стабилизацией обменного курса макроэкономические риски резко снизились, а какие риски по-прежнему актуальны для автомобильной отрасли Казахстана?

- На самом деле, то, что я скажу, справедливо для любой другой отрасли, связанной с потребительским рынком Казахстана: объемы спроса на внутреннем рынке четко коррелируются с ценовой динамикой основного экспортного товара республики – нефти. Поэтому пространство для рисков локализовано в рамках ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке.

А все остальные вопросы - решаемы, а другие риски - вполне контролируемы. И как мы видим, в текущей ситуации отечественные автопроизводители более активно направляют свои взоры на экспортные рынки. И здесь есть свои весьма ощутимые сложности и барьеры. Но, тем не менее, работа по их преодолению осуществляется не без успеха.

В прошлом году на зарубежные рынки было экспортировано 1,5 тыс. автомобилей. Да, в абсолютном выражении - эта цифра невелика, но в масштабах нашей отрасли – это 8%, что немало. И есть планы по наращиванию этой цифры. Крупнейший отечественный автопроизводитель реализует проект, который обещает стать крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе. Не менее половины автомобилей, которые будут выпускаться на Усть-Каменогорском конвейере, будут, в первую очередь, ориентированы на российских потребителей.

- Сюрпризом оказалась информация о том, что отечественные автопроизводители вышли на рынок Китая, поставив туда 82% от всех экспортированных в прошлом году авто. О каких машинах идет речь?

- Речь пока идет о поставках на китайский рынок внедорожников Lada 4х4, ранее известная нам, как «Нива», недавно отметившая свое 40-летие. Так вот, на китайском рынке партнеры «Азия Авто» позиционируют этот внедорожник, как доступный Gelandewagen. То есть эта машина железная, надежная, безотказная и ремонтопригодная. Проста в обслуживании и недорогая.

Причем, несмотря на колоссальные масштабы китайского рынка, в этой нише не так много предложений, особенно брутальных и безотказных автомобилей по доступной цене. Успех Lada 4х4 во многом этим и обеспечен.

- Будет ли в этом году увеличиваться экспорт авто отечественного производства на китайский рынок? Продолжится ли прошлогодний тренд?

- Могу только сказать, что у производителей есть такие планы.

- Давайте поговорит вот о чем. По госзакупкам вновь стало приобретаться большое количество авто иностранного производства? Почему это происходит? Можно ли изменить ситуацию в пользу отечественных производителей? Какие есть предложения?

- Все дело в отмене моратория на закупку автомобилей импортного производства для госучреждений и нацкомпаний. Это произошло в связи с вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) и с соответствующими требованиями этой организации.

В результате мы наблюдали резкий всплеск закупок импортных автомобилей. Только по итогам первых трех кварталов прошлого года объем закупа этих авто увеличился более чем в 7 раз. Тем самым общая сумма закупок импортной техники и служебных автомобилей достигла Т6 млрд.

Зачастую это автомобили, комплектация которых ничем не обоснована с точки зрения их премиального характера и завышенной стоимости. При этом на конвейерах отечественных предприятий выпускается более 60 моделей легковых автомобилей, которые представлены в широком диапазоне от представительских седанов до полноразмерных внедорожников, которые адаптированы к контрастным климатическим условиям Казахстана.

Поэтому отечественные производители вполне могут закрывать потребность в автомобилях госучреждений и нацкомпаний. До недавнего времени они это делали весьма успешно: до 2017 года более половины всех госзакупок служебных автомобилей приходилась на авто марок Lada, Kiaи Hyundai отечественной сборки.

Нареканий с точки зрения качества казахстанских автомобилей практически не поступает. Поэтому мы не видим препятствий для поправок в закон «О государственных закупках», которые сейчас обсуждаются в мажилисе, чтобы отстаивать интересы казахстанского автопроизводителя, несмотря на полноправное членство республики в ВТО.

- Какие иномарки пользуются большим спросом у госслужащих и чиновников?

- Наиболее вопиющими примерами являются госзакупки Mercedes-Benz С-класса и внедорожников Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado в топовых комплектациях.

Есть случаи и их немало, когда в списке госучреждений, которые закупают Land Cruiser, есть центры досуга и музыкальные школы. Когда фигурируют госучреждения такого типа, то понятно, что там при госзакупках имеет место если не произвол, то злоупотребления.

Представители фракции партии «Ак Жол» в мажилисе неоднократно отправляли соответствующие запросы на имя премьер-министра. Последний был осенью прошлого года. И глава кабмина (Бакытжан Сагинтаев – КазТАГ) ответил, что к госслужащим допустившим такого рода злоупотребления будут применены санкции, а механизм госзакупок будет пересмотрен.

- Не могу не спросить, какой эффект для казахстанского автопрома оказала госпрограмма по автокредитованию?

- По моему мнению, это программа стала наиболее успешным примером сотрудничества государства, банковского сектора и предприятий реального сектора экономики, поскольку в рамках ее реализации в выигрыше оказались все.

- И в чем он заключается?

- Прежде всего, потребитель получил уникальную возможность кредитования в условиях, когда казахстанские банки ощутимо ужесточили требования к заемщикам. При этом государство получило гарантированный доход в размере 4% на выделенные средства в размере Т26 млрд в рамках первого и второго транша и Т8 млрд в рамках недавно выделенного третьего транша.

Банки в свою очередь получили дополнительную ликвидность в условиях дефицита фондирования, а автопроизводитель - поддержку от государства в сложный для автомобильной отрасли период.

- Спасибо за интервью!

 

Источник: КазТАГ