Об этом рассказал forbes.kz глава финансового института Эльдар Сарсенов.
Напомним, Нацбанк РК разработал программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора на 15 лет. 18 октября 2017 стали известны первые четыре БВУ, которые примут участие в программе: АО «АТФ Банк», АО «Евразийский Банк», АО «Цеснабанк» и АО «Банк ЦентрКредит» - на общую сумму 410 млрд тенге. Чуть позже в число участников программы вошел и RBK Bank.
Председатель правления Национального банка РК Данияр Акишев в ноябре 2017 сообщал, что от Нурбанка также поступила заявка на участие в программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора.
- Эта заявка будет рассматриваться правлением Нацбанка РК. Мы оцениваем не только состояние финансового института, но и возможности акционеров по докапитализации БВУ. Если у акционеров существует достаточно собственных ресурсов, то участие в этой программе нерационально. Мы обязаны рассмотреть все вопросы и все нюансы этого финансового института, включая состояние акционеров, - подчеркивал Данияр Акишев.
Председатель правления Нурбанка Эльдар Сарсенов, отвечая на вопросы журналистов на бизнес-завтраке, организованном интернет-ресурсом Vласть, рассказал, почему возглавляемый им БВУ не получил финансовую поддержку от государства.
- Эта программа была слишком интересной, чтобы в ней не попытаться участвовать. Но, как и везде, есть обратная сторона. У этой программы очень жёсткие ограничения нашей деятельности. Мы посмотрели на наши показатели, на наши планы и на ту свободу, которой мы хотим пользоваться при принятии решений. За счёт конъюнктуры рынка мы смогли улучшить свои показатели и решили оставить свободу действий и не участвовать в этой программе, - отметил Эльдар Сарсенов.
У вашего банка портфель проблемных активов (NPL) – 5,9%. Зачем участвовать в этой программе, если вы соответствуете требованиям регулятора?
- Если есть возможность сократить NPL, то почему бы и нет?
Так в итоге регулятор отказал вам в участие в программе?
- Официальная версия - регулятор отказал.
По какой причине?
- Причину они не называли, просто отказали.
А неофициальная версия какая?
- Нам нравится свобода действий. У этой программы очень жёсткие требования. Мы должны были бы согласовывать действия практически по каждому клиенту.
Подавая заявку на участие в программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, какую сумму вы рассчитывали получить?
- Не помню.
Учитывая, что в программе Нурбанк участия в итоге не принял, будут ли акционеры осуществлять докапитализацию?
- Учитывая, что коэффициент собственного капитала на активы у нас допустимый, в ближайшей перспективе докапитализация не требуется. Но в ближайшие 5 лет акционеры должны будут это сделать. У нас уже даже есть соответствующая программа.
Рассматривали ли вы биржу в качестве источника докапитализации?
- Рассматриваем. Мы посмотрели, как прошел пионер - Банк Астаны. У него это получилось. Когда это будет происходить, пока сказать не могу, но точно не в этом году
В рамках программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора БВУ должны были выпустить субординированные облигации, которые можно перевернуть в акции. Насколько вероятен сценарий того, что государство станет владельцем этих банков? Оцените, пожалуйста, от 0 до 10.
- Захочет ли государство быть собственником? Нет. Если оценивать такую вероятность от 0 до 10, то она на уровне 0,5. Государству невыгодно держать банк у себя на балансе. Если бы они хотели приобрести банк, то могли бы не разрабатывать программу поддержки, а просто выкупить его. Зачем было все усложнять?