Глава Ассоциации финансистов Казахстана, выбранная на эту должность в конце лета 2018, дала эксклюзивное интервью Forbes.kz
Уроки прошлого и вызовы будущего
F: Елена Леонидовна, позвольте поздравить вас со вступлением в новую должность. Скажите, какие задачи перед вами стоят, как перед главой ассоциации, представляющей интересы всего финансового сектора страны?
- Благодарю. Сегодня, самое главное, что, как мне кажется, надо сделать — это повысить роль финансового сектора в экономике. К сожалению, за последние годы она несколько снизилась. Можно по-разному относиться к различным рейтингам, но вот, например, по индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан в прошлом году опустился с 53 на 57 место. А если говорить о финсекторе, здесь оценки плачевные: мы опустились со 104 на 114 место. Правда, примерно такие же места занимает и сфера развития бизнеса. Поэтому задача обоюдная и для бизнеса, и для финсектора – повышать свою роль.
Сегодня сложилась проблема высокого кредитного риска, и она касается не столько финсектора, сколько экономики. И для ее решения нужно консолидировать усилия правительству, Нацбанку, финсектору и АФК. И здесь в том числе нужно концентрироваться, например, на повышении финансовой грамотности, потому что без этого понимание и, соответственно, снижение кредитного риска труднодостижимо.
Вопросы макроэкономической стабилизации – с высокой инфляцией, с коротким сроком предоставления кредитов и с другими проблемами системного характера тоже нужно решать только совместными усилиями.
- Почему вы особенно выделяете повышение грамотности?
- Все больше граждан становятся потребителями разных финансовых услуг. И в интересах членов АФК, чтобы потребители были грамотными, чтобы они осознанно получали услуги, и чтобы для них возможные риски не были неожиданностью. Особенно это важно для фондового рынка. Несмотря на то, что мы занимаем первое место по защите инвесторов в рейтинге Doing Business, инвесторов на рынке мало, особенно непрофессиональных – физических лиц.
Но отрадно, что по этому вопросу создается экспертный совет под эгидой Нацбанка, куда войдут госведомства, эксперты, НПО. Уже есть сдвиги по включению в школьную программу понимания системы финансов. То же касается ВУЗов. Однако здесь не должно быть компанейщины, а должна быть постоянная работа.
- Позволю себе съязвить: впору говорить о повышении финансовой грамотности самих участников финсектора, учитывая, какие колоссальные проблемы в нем накоплены. Скажите, какие вызовы перед банками стоят сейчас?
- Много было неприятностей у банков в прошлом. Но, с точки зрения истории, не так много времени прошло с момента образования частной финансовой системы. И чтобы она созрела, ей надо пройти падения и взлеты. Наш банковский сектор все эти этапы прошел. И если бурный рост 2000-х еще был для них неожиданностью, невозможно было почувствовать кризис и понять собственные ошибки, то сейчас банки в большинстве зрелые, прошли испытания кризисом. Естественно, это не могло на них не отразиться.
Усилия регулятора по внедрению международной практики регулирования прочувствованы банками изнутри. Опыт приобрел и регулятор, потому и началось ужесточение правил ведения бизнеса, что требует большого количества нормативных актов, в создании которых непосредственно участвует АФК.
Банковскому сообществу важно снизить кредитные риски — на мой взгляд, сейчас это основная проблема. И необходимо, чтобы государственные программы, которых сейчас много, не создавали параллельную реальность, а были интегрированы без каких-либо негативных последствий и не искажали рыночную среду. В поддержке нуждается только тот бизнес, который в перспективе рентабелен. Иначе бизнес сядет на иглу, и прорыва не будет. Простое распределение удешевленных государственных денег не приведёт к качественным изменениям, а только исказит картину макроэкономики. Важно сейчас переориентировать госпрограммы в сторону точечных поддержек перспективного бизнеса.
Возвращение на биржу
- Вы говорите о развитии фондового рынка. У нас уже были различные попытки придать ему импульс: создавался Алматинский финансовый центр, запускалась программа народного IPO. Но простые граждане не пошли массово на биржу. Как развиваться фондовому рынку, когда множества инструментов на нем нет, а существующие население не использует?
- Не соглашусь, что многое еще не сделано. Например, буквально недавно была принята комплексная программа развития рынка ценных бумаг на 2018-2021. В рейтинге Doing Business у нас высокий уровень защиты миноритарных инвесторов, это значит, что законодательная база создана.
Далее. В том же индексе конкурентоспособности подтверждается, что у нас улучшились параметры эффективности советов директоров. Количество псевдо-АО сократилось. Инфраструктура рынка создана. Биржа скоро будет предоставлять услуги контрагента. Появились площадки для малого бизнеса, снижены требования для прихода на биржу новых эмитентов. Многое сделано для внедрения онлайн-услуг — в интернете теперь могут работать брокерско-дилерские и страховые компании. Все эти усилия способствуют развитию фондового рынка.
Да, не хватает чего-то консолидирующего, какого-то последнего шага, чтобы появилась масса инвесторов и эмитентов. Все ждут IPO и SPO госкомпаний. Возможно, это подстегнет развитие рынка. Но я думаю, чтобы был прорыв, нужно, чтобы ликвидность вернулась на фондовый рынок. А для этого нужно, чтобы благонадежные эмитенты начали выпускать свои ценные бумаги, и они будут востребованы рынком.
В первую очередь, такие эмитенты — банки. Полагаю, они должны снова на постоянной основе выпускать свои ценные бумаги. Все ждут, что кредитование экономики увеличится. Для этого у банков должны быть долгосрочные ресурсы. А их сейчас не хватает. Потому банки должны прийти на биржу с долговыми ценными бумагами и консолидировать ликвидность.
Я уже не говорю про ЕНПФ. Дискуссии о том, что он будет более активно присутствовать на рынке, продолжаются. Наверное, это вопрос времени.
Насколько важен голос АФК
- Финансовые компании зачастую бывают недовольны отдельными действиями регулятора. АФК - это эффективная площадка по разрешению спорных вопросов с Нацбанком с рынком?
- Безусловно. АФК — диалоговая площадка не только между регулятором и рынком. Ассоциация аккредитована в Миннацэкономики, Минфине, есть контакты с НПП и присутствие в парламенте. Во всех рабочих группах, во всех законопроектах, которые касаются финансового сектора (а это большинство законов), присутствуют наши эксперты, которые консолидируют мнение рынка, защищают его интересы. Бывают жаркие дискуссии, но главное — достичь компромисса, чтобы не были существенно ущемлены интересы всех сторон.
Отмечу: наша задача наша — не в сиюминутных победах кого-то, а в последовательном развитии рынка.
- Общественность не видит этих дискуссий и жарких споров. Но мы же знаем, что у нас достаточно жесткая вертикаль власти. Порой кажется: если решение принято, его трудно будет оспорить. Ваше мнение здесь — не глас вопиющего в пустыне?
- Ни один подзаконный нормативно-правовой акт не может быть отправлен на регистрацию в Минюст, если он не прошел согласования. Безусловно, негативный отзыв рынка — не препятствие для принятия таких актов. Но опыт последних лет показывает: госорганы стараются воздерживаться от принятия актов, которые явно имеют негативное мнение ассоциации. АФК — профессиональная ассоциация, голос ее безусловно учитывается. Главное, чтобы это не была защита отдельно взятой организации, а чтобы была работа в интересах всех участников.
Спасение рядового банка
- Как вы считаете, сохранится ли на рынке тенденция по закрытию и объединению банков, или этот процесс в целом завершен?
- Основные слияния уже состоялись. Но, на мой взгляд, эта тенденция может продолжится. В Казахстане работает 31 банк. Это много, если сравнивать с другими рынками. У кого-то есть внятная структура и стратегия. Отдельные уверенные в себе игроки выходят в другие страны. Но есть достаточное количество банков с невнятной структурой, и их будущее неустойчиво. Акционеры должны определиться с перспективами. Тем более, когда сейчас на рынке появились микрофинансовые организации - быстрорастущий и менее зарегулированный сегмент.
Для банков с невнятной стратегией наступил час Х, и им надо думать: будут ли они консолидироваться или уйдут в менее зарегулированные сегменты. Поэтому мы еще можем стать свидетелями объединений, что нормально для рынка.
- В 2017 Нацбанк отозвал лицензию у Delta Bank, в 2018 – у Qazaq Banki и Эксимбанка. Предпринимала ли АФК попытки спасти эти банки?
- АФК — это ассоциация юрлиц, НПО, призванная защищать интересы рынка при подготовке новых нормативных актов. Безусловно, ассоциация заинтересована в том, чтобы ее члены были законопослушными. Но спасать — не функция АФК. Это вопрос регулятора и самих акционеров банков — готовы ли они в предложенных условиях бороться за свой бизнес. Спасение — не самоцель. Вопрос же не в количестве банков на рынке, а в том, нужны ли они.
- Почему эти банки не удалось сохранить?
- Вероятно, акционеры не были готовы к этому. Есть же и другой пример — Bank RBK. Его акционер нашел механизм, который позволил банку остаться на плаву и продолжить деятельность.
- Но там была и помощь государства.
- Есть вопросы, которые находятся в сфере регулятора и акционера, и их надо комментировать, видя полную картину.
А АФК не должна поддерживать кого-то отдельно, а рынок в целом.
- Когда закрывается банк, государство помогает вкладчикам-физлицам. А как быть с проблемами юрлиц?
- По юрлицам нет систем гарантирования вкладов. Именно поэтому с точки зрения ликвидности огромное количество депозитов юрлиц представляет неустойчивую базу — это тот сегмент, который при малейших проблемах начинает бегство и отягощает ситуацию в банке. В международной практике такие вклады считаются неустойчивыми. Поэтому банкам нужна устойчивая финансовая база — облигации. Здесь понятный срок инвестиций, и на вторичном рынке эти бумаги всегда можно продать.
В коня ли корм?
- Государство выделило банкам колоссальные деньги, однако темпы кредитования экономики через БВУ не ускорились значительно. На ваш взгляд, почему это происходит? Эффективна ли помощь государства?
- Эта помощь была не одномоментной. И она нацелена на решение проблем, которые начали накапливаться еще до кризиса, или были скрытыми и отягощали баланс банков. Без расчистки портфелей дальше банки не могут двигаться и кредитовать экономику. Без поддержки потрясения для клиентов банков были бы существенными. Поэтому надо было либо жестко урезать банковский сектор (но об этом хорошо рассуждать в тиши кабинетов; а на той стороне - клиенты и депозиторы, которые окажутся в плачевной ситуации), либо помогать ему. С этой точки зрения поддержка оправдана.
Способствовала ли она росту кредитования? Здесь игра цифр. Если посмотреть на кредитный портфель и отстраниться от разовых событий (слияния Народного банка с Казкомом), то определенная динамика по его росту наблюдается. Но не такая, какую бы хотелось видеть. Однако в существующих макроэкономических условиях и с сегодняшней базовой ставкой трудно ждать чего-то иного.
Опять же, после опроса предпринимателей в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности указаны жалобы на высокие ставки по кредитам. А как они могут быть низкими при нынешней инфляции и базовой ставке?
Словом, государственные деньги помогли росту кредитов. Но чрезмерный рост кредитного портфеля был бы сейчас неосмотрителен.
- Елена Леонидовна, в 2008-2011 вы работали председателем Агентства финансового надзора — как раз в разгар финансового кризиса. Скажите, ситуация в банках хуже была тогда или сейчас?
- Тогда случился первый кризис, который существенно охватил систему. До этого времени банки были как стая непуганных воробьев: все думали, что будет только рост, на рынке царила эйфория.
Сейчас в банках царит атмосфера понимания рисков и их адекватной оценки. Внешняя среда сейчас, к сожалению, очень неопределенная, и это накладывает дополнительный отпечаток. Но порядка в банках стало больше, и регуляция строже. Банки набрались опыта. Теперь у них есть собственная история рисков и потерь, которая может быть положена в основу модели.
Я бы не стала драматизировать сегодняшнюю ситуацию. Но и не буду ее идеализировать. Благоденствие быстро не наступит. Поэтому голос финансового сообщества в интересах развития экономики должен быть услышан.