Ситуация на фондовом и валютном рынках Казахстана до конца года способна измениться в негативную сторону. Спусковым крючком для этого может стать введение новых антироссийских санкций.
О перспективах казахстанского фондового рынка и национальной валюты до конца 2018 года наш разговор с председателем правления АО «Казахстанская фондовая биржа» Алиной Алдамберген.
- Алина Утемисовна, как Вы оцениваете перспективы казахстанского фондового рынка до конца этого года?
- До конца года мы ожидаем, что будет ряд размещений облигаций. В основном это будут плановые размещения эмитентов, которые размещались ранее.
Что касается IPO, то новых первичных размещений акций мы пока не ожидаем, потому что из нашего общения с брокерами можно сделать вывод, что есть эмитенты, которые хотят провести IPO, но они находятся только на стадии подготовки. Поэтому не очевидно, что они будут проводить первичное размещение акций в ближайшее время.
- Какими Вы видите перспективы индекса KASE?
- Сейчас он ушел в боковой тренд. А в целом в этом году индекс KASE не демонстрирует стремительный рост. По итогам первых 8 месяцев он составил 3,2%.
Дальнейшая динамика индекса будет зависеть от курса доллара и от того, как будут вести себя компании, которые включены в представительский список индекса. Ведь все эти компании подвержены тому, что если будет высокая волатильность тенге, то соответственно все тенговые активы будут менее привлекательными для инвесторов.
Потом у нас есть компании, которые сильно зависят от их корпоративных событий, например, Kaz Minerals. Цена акций этой компании в этом году очень сильно снизилась.
- Не секрет, что уже в ноябре этого года есть высокая вероятность дальнейшего ужесточения санкций против России. Если это произойдет, то насколько сильным будет их негативное влияние на курс тенге?
- Антироссийские санкции, конечно, оказывают негативное влияние на казахстанскую валюту. Но дело в том, что их влияние тем больше, чем больше они приводят к ухудшению экономической ситуации.
Однако, как мы видим, та волатильность, которая была в апреле и в сентябре этого года по результатам принятых санкций против России, сильного негативного влияния на российскую экономику не оказала.
Да, были приняты меры против оборонно-промышленного комплекса, против импорта в Россию определенной продукции. Но Россия имеет возможность закупать ее из других стран.
На мой взгляд, наибольший негативный эффект могут оказать финансовые санкции, которые сейчас находятся на стадии обсуждения. Но такие санкции очень сложно применить, хотя они имеют большой экономический эффект.
- А если США все же решатся ввести запрет на инвестирование в российские государственные облигации, то насколько серьезными будут негативные последствия для российской валюты, а через нее и для тенге?
- Очень серьезными и беспрецедентными. Соответственно, нужно смотреть, как будет развиваться ситуация. Но я считаю, что запрет на инвестирование в российский госдолг - это очень жесткая мера.
- Какие Ваши ожидания по курсу доллара к тенге на конец года?
- Мне кажется, что та волатильность, которую мы наблюдали на валютном рынке недавно из-за введения новых антироссийских санкций, была вызвана негативными ожиданиями.
Однако базовые факторы остаются сильными. Поэтому, на мой взгляд, валюты, оказавшиеся под давлением, после небольшого периода нестабильности будут стремиться вернуться к тем уровням, которые соответствуют этим факторам.
- Спасибо за интервью!