В течение ближайших двух лет страны БРИК обойдут по размеру экономику США. Серьезный потенциал есть и у стран МИНТ. О перспективах развивающихся экономик и будущем России рассказал Джим О'Нил, бывший глава подразделения по управлению активами Goldman Sachs Asset Management. 

Господин О'Нил, сейчас очень многие аналитики говорят о закате эпохи БРИК. Как вы считаете, имеет ли такая точка зрения право на жизнь? Есть ли еще потенциал у этих четырех стран?

Вообще, нет. Мне очень интересен тот факт, почему люди так думают. Китай продолжает играть очень важную роль для мировой экономики. Только две недели назад мы выяснили, что размер ВВП Китая к концу 2013 года превысил 9,2 триллиона долларов. Один этот факт делает совокупный объем экономик стран БРИК больше экономики еврозоны. Экономика Китая превышает размер экономик Германии, Италии и Франции, вместе взятых, а также она вдвое больше экономики Японии. 
В течение ближайших двух лет страны БРИК обойдут по размеру экономику Соединенных Штатов. Так что я не понимаю, почему люди так говорят. Возможно, потому что некоторые страны БРИК, в том числе Россия, второй год переживают период замедления экономического роста. Но не надо забывать, что это замедление происходит после 11 лет потрясающих темпов роста большинства стран группы. И экономики этих стран, в том числе России, на данном этапе развития крупнее, чем я предполагал, и они входят в число крупнейших экономик мира: Китай – вторая по размеру мировая экономика, Бразилия – восьмая, Россия – девятая, Индия – одиннадцатая. 

И все же темпы роста экономик БРИК существенно замедляются. Когда эти страны смогут преодолеть эту негативную тенденцию?
Я думаю, что надо проводить различия между этими страны. Нельзя характеризовать их одинаково. Случай замедления роста Китая является исключительным с той точки зрения, что власти пошли на этот шаг осознанно. И интересен тот факт, что текущие темпы роста ВВП Китая на 7,5% позволяют стране делать в мировую экономику вклад равнозначный тому, что могли бы делать США при росте экономики на 4%. Так что замедление роста Китая – это вовсе не проблема. И как я уже отметил, это вполне осознанная мера властей КНР.
Замедление роста экономики Индии происходит на фоне внутренних проблем: стране не хватает реформирования, у нее плохая макроэкономическая политика. У Бразилии и России также есть свои собственные причины для замедления роста, но еще у них есть и общая причина, заключающаяся в пробуксовке роста цен на сырьевые товары.
Когда стоимость сырьевых товаров постоянно росла, их экономики очень хорошо росли, а при прекращении роста цен и при их снижении экономики Бразилии и России оказались под давлением. Бразилия и Россия могут снова вернуть себе высокие темпы роста либо при возобновлении резкого роста цен на сырьевые товары, либо при изменении своих моделей экономического роста и получении стимула из вне сырьевых секторов. 

В связи с низкими темпами роста в нашей стране все большее число участников рынка полагают, что России не место в БРИК. Какова ваша точка зрения?
Люди муссируют эту мысль уже на протяжении многих лет. Определение акронима БРИК, создание которого присваивают мне, предполагает, что на экономики этих стран либо уже приходится свыше 3% мирового ВВП, либо они обладают потенциалом занимать 3% мирового ВВП. Россия является одной из четырех развивающихся экономик, которая подходит под это определение: на нее приходится более 3% мирового ВВП. 
Определение стран БРИК не предполагает, что эти страны должны показывать ежегодно темпы экономического роста в 8% или выше. Я считаю, что положение России в рамках группы стран БРИК является вполне оправданным. Если темпы роста российской экономики до конца десятилетия не превысят 1,5%, а мировой экономики – 3-4%, тогда после 2020 года я, возможно, подумаю о том, чтобы изменить свое мнение, но на сегодняшний день я считаю оправданным нахождение России в группе БРИК, несмотря на все негативные моменты. 

Какие меры необходимо предпринять нашей стране, чтобы выйти из периода низких темпов экономического роста?
Я думаю, что это очевидно. Необходимо проводить структурные реформы. Есть три или четыре очевидных необходимых меры, о которых все сейчас говорят, включая российских политиков и советников, но Россия мало что из них пытается делать. Во-первых, стране необходимо сократить зависимость своей экономики от нефтегазового сектора, чтобы снизить уязвимость к резким изменениям цен на эти ресурсы.
Второй пункт, который связан с первым, заключается в необходимости укрепления производительности и конкурентоспособности вне сырьевого сектора. В-третьих, необходимо работать над улучшением правопорядка, соблюдением законности и корпоративного управления, для того чтобы привлекать интерес иностранных инвесторов к России, а также для того, чтобы состоятельные российские граждане не хотели выводить свой капитал из страны. 
В-четвертых, России необходимо предпринять действия для улучшения демографического будущего страны. У страны есть проблемы со снижением продолжительности жизни населения. В решении этой проблемы есть некоторый прогресс, но нужно приложить больше усилий, поскольку рост экономики зависит от числа работающих людей и их производительности. По моему мнению, если Россия займется решением всех этих проблем, то ее будущее может быть гораздо более многообещающим, чем оно выглядит сейчас. 

А как насчет снижения курса рубля? Может ли удешевление валюты помочь нашей стране?
Дело в том, что в прошлом году моя жизнь изменилась, и я уже не настолько сильно вовлечен в финансовые рынки, как раньше. Однако, наблюдая в течение долгого времени за динамикой валютных курсов, единственное, что можно гарантировать, так это постоянные изменения курсов валют вверх и вниз. Я думаю, что это касается и рубля. 
Курсы валюты никогда не будут идти только в одном направлении. Думаю, что кроме этого я не могу ничего добавить. Думаю, что лучше меня может ответить тот, кто лучше знает валютные рынки. Еще могу добавить, что снижение курса рубля в последние несколько недель может быть благоприятным фактором для конкурентоспособности российской экономики. И пока эта ситуация не будет приводить к значительному ускорению инфляции, она будет благоприятной. 

Продолжим разговор о девальвациях валют развивающихся стран. В чем причина?
Я очень рад, что вы задали мне этот вопрос. Я действительно не понимаю, почему люди говорят об этом. Только на сегодняшнее утро самыми сильными фондовыми индексами стали китайский индекс биржи Шэньчжэнь и индонезийской биржи Джакарты. Так что почему люди продолжают говорить о спаде на всех развивающихся рынках в целом я не знаю. Это же просто-напросто заблуждение. 
До недавнего времени люди твердили о плохой динамике японского и американского фондовых рынках, теперь они муссируют идею возможных проблем на развивающихся рынках. Активно циркулируют слухи о возможном финансовом кризисе на развивающихся рынках, вроде того, что произошел в 1997-1998 году. Но мне кажется это просто смешным. Мне даже интересно, что такого произошло с финансовыми комментаторами, чтобы они озвучивали такие идеи. 

И к противоположностям. Что скажете по поводу Америки? В прошлом году он рос так уверенно, что его стали называть новым "развивающимся" рынком? 
Об этом говорили в прошлом году. И причина плохой динамики американских фондовых рынков в январе этого года в том, что таким как я показалось, что новых хороших новостей нет. Сланцевый газ, технологическая энергетическая революция в Калифорнии – это все не новая тема для США. Это все причина для хорошей динамики фондовых американских рынков в прошлом году. 
Я думаю, что для продолжения роста американских рынков необходимы доказательства того, что американская экономика может продолжать расти более чем на 3%. И важным фактором в этой связи стали последние данные, которые принесли некоторое разочарование. И поэтому людям приходится снова корректировать свои ожидания. 
Глобальной тенденцией текущего десятилетия кажется то, что США и Китай – крупнейшая и вторая по размеру экономики - меняются местами друг с другом. Возможно, мировой финансовый кризис 2008 года возник, потому что США молчали, а Китай был слишком многословен, и это выразилось в различных показателях, включая дефицит текущего счета США и огромный профицит текущего счета КНР. 
В текущем десятилетии эти страны оказались в разной ситуации: дефицит текущего счета США составляет около 2% ВВП, а профицит текущего счета КНР немного ниже 3%, что означает снижение показателей по сравнению с докризисными. Таким образом, мировая экономика корректирует дисбалансы.
В США улучшились показатели производственного сектора, но показатели потребления не очень хорошие. Китай же активно противостоит экономическим трудностям. На фондовых рынках в прошлом году наблюдался сильный рост, но не надо ждать, что такая динамика будет всегда. Возможно, коррекция в США – это не такая уж и плохая вещь. 

Биржевой цикл инвестиций в "настоящие" развивающиеся страны сейчас на излете. Может ли отток средств из стран "второго" и "третьего" мира привести к новому глобальному кризису?
Я могу сказать две вещи по этому поводу. В какой-то момент где-то на финансовых рынках какой-то кризис может произойти. Я наблюдаю за поведением рынков почти 35 лет. Кризисы происходят из-за жадности и алчности, то есть человеческих психологических проблем. Так что в какой-то момент какие-то кризисы где-то будут. Где и когда, я не знаю, но где-то они будут.
Далее, второй момент, о котором я хотел сказать. Развивающиеся рынки с реальными проблемами, вроде Аргентины, Украины, Таиланда, Турции, не обладают весом, достаточным, чтобы спровоцировать распространение кризиса по всему миру. Но если реальные трудности возникнут у стран БРИК и, в частности, у Китая, тогда это будет более серьезная проблема для мировой экономики. Но на сегодняшний день такой ситуации нет. Так что я довольно спокоен. 

Ну а теперь перейдем к вашей новой аббревиатуре МИНТ: Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция. Вы не только придумали этот термин, но и посетили эти страны с деловой поездкой. Какие впечатления?
Страны МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия, Турция) – это четыре страны, которые я выделил по темпам роста после БРИКС из 11 самых быстрорастущих развивающихся мировых экономик. Я проанализировал потенциал экономического роста крупнейших развивающихся стран, и четверка стран МИНТ из них показала наилучшие результаты. 
Каждая из этих четырех стран отличается очень хорошим демографическим положением, они постепенно открываются и укрепляют взаимосвязи с другими странами мира и странами БРИК. Я считаю очень хорошим потенциал экономического роста каждой из четырех стран МИНТ. 
Я провел много времени над исследованиями, я побеседовал со многими людьми, и мы совместно с BBC подготовили документальную передачу по каждой из этих четырех стран МИНТ. Для меня это очень интересная работа. И я надеюсь, что люди также сочтут ее полезной и интересной. 
Я надеюсь, что в России также ее смогут послушать. На краткосрочную перспективу из этих четырех стран я наиболее оптимистично настроен в отношении Мексики и Нигерии по разным причинам. В частности, мой позитив в отношении Мексики объясняется масштабными экономическими реформами в стране и получением выгоды от конкуренции с Китаем, где растут зарплаты. Нигерия же начала свое развитие с более низкой ступени, но ее технологический прорыв дает ей шанс на масштабную общественную трансформацию. 
Перед Индонезией и Турцией в ближайшем будущем стоят некоторые проблемы. У Турции проблемы скорее политического плана, но также страна страдает от высокого дефицита текущего счета. Индонезии необходимо найти более надежную модель экономического роста вместо исключительной зависимости от сырьевого и строительного секторов. Эти проблемы, кстати, пересекаются с трудностями российской экономики. 

Обе аббревиатуры - и БРИК, и МИНТ - содержат в себе по африканской стране. Могут ли Нигерия или ЮАР стать локомотивом для всей Африки или же континент обречен на догоняющее развитие?
По моему мнению, перспективы для Нигерии лучше, чем для ЮАР. Так что мой ответ: "Да, может". В скором времени в Нигерии будут опубликованы пересмотренные показатели по ВВП страны, и размер экономики Нигерии может оказаться не 280 миллиардов долларов, а около 450 миллиардов долларов. И если это так, то размер экономики Нигерии превышает размеры ЮАР. 
На Нигерию приходится более 0,5% мирового ВВП, что делает ее лидером в африканском регионе по данному показателю. А хорошее демографическое состояние может сделать Нигерию к 2050 году третьей в мире страной по численности населения: по этому показателю она может опередить США. 
Если Нигерия будет проводить реформы, то это даст ей возможность достичь роста экономики на 10% в течение следующих нескольких десятилетий и стать экономикой объемом в 3-5 триллионов долларов. Да, Нигерия может стать очень крупной экономикой и играть очень важную роль для африканского региона. Лично я в отношении Нигерии даже более оптимистичен, чем в отношении ЮАР.

В чем проблемы ЮАР?
ЮАР испытывает проблемы с маленьким размером рабочей силы, хроническими трудностями на рынке труда и отсутствием реформ на протяжении очень длительного времени. Страна просто потеряла желание проводить реформы, и ее экономика слишком сильно зависит от сырьевых товаров. Так что, пока страна не будет бороться с этими проблемами, она не сможет добиться хорошего роста экономики в будущем.

Беседу провела корреспондент ТК "Россия-24" Анна Редькина.