За восемь месяцев после назначения Натальи Годуновой председателем счетного комитета проведен государственный аудит программы «Нұрлы жол», проекта реконструкции транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», строительства республиканской базы лыжного спорта в Щучинске, проекта «Национальная сеть цифрового телерадиовещания РК». В интервью МИА КазТАГ главный госаудитор Казахстана рассказала о выявленных в ходе проверок нарушениях, а также о нововведениях в ра оте счетного комитета.
- Наталья Николаевна, Вы говорили, что счетный комитет отходит от практики констатации фактов финансовых нарушений и фокусируется на оценке эффективности. Это значит, что комитет реально обеспечивает эффективность освоения бюджетных средств и недопущение их хищения? В чем это проявляется наиболее ярко?
- Нет, счетный комитет не обеспечивает эффективность освоения государственных ресурсов, но содействует этому, в том числе, проводя аудит эффективности – оценку экономичности, продуктивности и результативности деятельности объекта. Главная задача такого аудита – не столько выявление финансовых нарушений, сколько определение значимого результата от использования государственных средств, обеспечение объективной и достоверной информации о работе госорганов, разработка рекомендаций.
В чем это проявляется особенно ярко? К примеру, счетный комитет в заключении по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год рекомендовал исключить практику привлечения внешних источников финансирования для реализации текущей деятельности госорганов и минимизации оплаты услуг международных консультантов с установлением ответственности за своевременность освоения и достижения целей займов. Для исполнения рекомендации министр финансов издал приказ. Ответственность за неосвоение средств в срок, не боснованное аннулирование средств займов минфин совместно с миннацэкономики вносят в виде изменений в Бюджетный кодекс.
- Какую помощь объектам аудита по выявлению причин, ставших основой для финансовых нарушений, оказывает счетный комитет?
- С переходом на госаудит работа счетного комитета переориентирована с констатации нарушений на их предупреждение. Мы выявляем причины нарушений, а для этого анализируем не только финансовые документы, но и планы работы, исполнение программных документов, внутренние правовые документы, при необходимости – вырабатываем предложения по совершенствованию законодательства, оптимизации управления и организации деятельности госорганов и субъектов квазигосударственного сектора.
- Какие, например, аудированные объекты и проекты в 2018 году счетный комитет счел неэффективными? Почему?
- Работа объектов аудита рассматривается через призму эффективности использования бюджетных средств. За девять месяцев 2018 года счетным комитетом проведено 16 аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий на 115 объектах. Общая сумма выявленных нарушений достигла 325 миллиардов тенге, в том числе, финансовых нарушений – 121,3 миллиарда, неэффективно использованных бюджетных средств, активов государства – 45,9 миллиарда, неэффективного планирования – 157,2 миллиарда, нарушений актов субъектов квазигосударственного сектора, приня ых для реализации норм законодательства – 0,5 миллиарда.
Так, к примеру, в рамках выполнения госзадания «Определение границ территории, зон охраны и создание базы данных объектов, включенных в предварительный список ЮНЕСКО» РГП «Казреставрация» определены координаты охранных зон отдельных памятников. Однако выделенные на это из бюджета 12 миллионов тенге использованы неэффективно, поскольку минкультуры и спорта дальнейшие меры по обеспечению охраны памятников не принимались.
Или другой пример. Республиканская база лыжного спорта в Щучинске строится с 2005 года. Причины затягивания сроков строительства и удорожания проекта связаны, в том числе, с проектными решениями без предварительного согласования с международными федерациями на соответствие действующим международным стандартам. В результате сметная стоимость строительства с 2005 года выросла на 29 миллиардов тенге, или более чем в четыре раза.
Аналогично, с 2014 года реализуется проект «Национальная сеть цифрового телерадиовещания РК», сумма удорожания составила 15,1 миллиарда тенге.
Кроме того, счетный комитет отмечал, что при значительном финансировании сферы жилищно-коммунального хозяйства улучшения состояния инфраструктуры нет. Многие предприятия-услугодатели убыточны, износ основных фондов ЖКХ превышает 60% и опережает обновление.
- Пытались ли проекты и компании, признанные счетным комитетом неэффективными, оспорить результаты проверки? Как? Они как-то комментируют выводы счетного комитета? Как в целом компании реагируют на данные аудиторов?
- Конечно, пытались и оспаривают. Это рабочий процесс. Госаудиторы выслушивают аргументы проверяемых в течение всего аудита. В соответствии с законом «О государственном аудите и финансовом контроле» глава проверяемого объекта имеет право возражать в срок до 10 рабочих дней со дня представления подписанного аудиторского отчета.
Теоретически поступившие в счетный комитет возражения к отчету рассматриваются членом счетного комитета совместно с госаудиторами, руководителем структурного подразделения, ответственным за проведение госаудита, работниками юридического отдела, привлеченными экспертами. Мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов направляется не позднее двух рабочих дней до дня заседания счетного комитета. Главы проверяемых компаний и организаций могут возражать и на заседании счетного комитета, когда принимается око нчательное решение по итогам аудита.
- Какие госпрограммы и стратегические планы госорганов проаудированы счетным комитетом в 2018 году? Каковы результаты?
- Во-первых, в текущем году был проведен масштабный госаудит госпрограммы «Нұрлы Жол». Отмечаем, что из всей суммы выделенных средств с нарушениями израсходовано лишь 0,07%, или 1,9 миллиарда тенге. Сразу подчеркну, что это не хищения и не нецелевое использование бюджетных средств.
В рамках подготовки заключения к отчету правительства за 2017 год проведен экспресс-анализ 10 программных документов для выявления негативных тенденций в их исполнении, отмечено дублирование целей, задач, мероприятий (4%), нет последовательности целей и задач (20%). Установлено, что 16% целевых индикаторов программ не достигнуто, 18% индикаторов, по которым еще не наступили сроки, – в зоне риска недостижения.
Планы не исполняются преимущественно из-за некачественного планирования показателей и слабого мониторинга их достижения.
Отмечено преобладание бюджетного планирования над стратегическим. Чем они отличаются? Регулярно изменяются значения показателей результатов, инструментов и источников финансирования государственных и правительственных программ.
Рекомендации счетного комитета по устранению этого будут учтены при приведении правительственных программ в соответствие со стратегическим планом развития Казахстана-2025.
- Есть ли, например, среди проверенных планов организаций планы реконструкции автодорог?
- Проверка планов реконструкции автодорог выявила, что министерства и организации принимали недостаточные меры по сохранению удовлетворительного состояния дорог. В частности, комитет автодорог не обеспечил рост числа специальных автоматизированных измерительных средств (САИС) для выявления превышения веса и габаритов автотранспорта на интенсивных участках автодорог республиканского значения.
Кроме того, госучреждение «Облжоллаборатория» комитета автодорог делает экспертизу, проверяет качество строительства, реконструкции, ремонта дорог не на должном уровне. Медленно реализуется задача по вводу новых платных самоокупаемых дорог республиканского значения.
У комитета автодорог нет иногда актов приемок в эксплуатацию построенных участков дорог. Так, по реконструкции транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» установлено, что 1530 километров участков дорог не приняты в эксплуатацию. При этом 60% дорог в Кызылординской области реконструированы подрядчиками некачественно.
- Как Вы оцениваете новый, планируемый республиканский бюджет?
- Счетный комитет оценил проект республиканского бюджета на 2019-2021 годы с целью определения эффективности реализации задач по обеспечению финансовой устойчивости и выполнению обязательств государства перед населением страны и инвесторами.
Оценка реализации госпрограмм индустриально-инновационного развития (ГПИИР) на 2015-2019 годы, жилищного строительства «Нұрлы Жер», развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы и «Дорожной карты бизнеса 2020», субсидирования в АПК (агропромышленном комплексе – КазТАГ), обеспечения населения водоснабжением, дневными школами, улучшения условий проживания студентов, снижения онкозаболеваний, закупа лекарств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне показ али, что проект бюджета на 90% ориентирован на достижение показателей госпланирования.
Мы отметили повышение качества формирования бюджета. Так, правительством практически исключена практика рассмотрения инвестпроектов общим «пулом» или с отлагательным условием. Материалы к проекту бюджета расширены и детализированы.
Однако резервы для улучшения планирования бюджетных расходов есть. По итогам оценки в трехлетнем периоде к перераспределению на более приоритетные проекты предложено Т620 миллиардов – как неэффективно запланированные расходы, из них правительством до внесения проекта бюджета в парламент учтено Т309 миллиардов, в том числе Т140 миллиардов в 2019 году, из них до внесения в парламент учтено Т57 миллиардов.
В основном рекомендации счетного комитета о перераспределении неэффективных расходов касаются строительства социальных объектов в населенных пунктах. Сейчас над проектом бюджета работают депутаты.
- Не считаете ли Вы заниженной измененную прогнозную цену, заложенную в базовом варианте бюджета? Ведь из-за этого и дефицит бюджета может составить меньшую сумму…
- Основная сумма налоговых выплат нефтяных компаний – корпоративного подоходного налога, налога на добычу полезных ископаемых и других идет в Национальный фонд. В бюджет поступает экспортная таможенная пошлина на сырую нефть и нефтепродукты, и гарантированный трансферт из Нацфонда.
Прогноз 60 долларов за баррель, заложенный в проекте бюджета, является базовым. Ведущие мировые агентства ожидают цену на нефть в 2019 году на уровне 65-69 долларов за баррель. Более консервативная цена на нефть позволяет нам, как стране-экспортеру нефти, обезопасить бюджет от волатильности на мировых товарных рынках.
В целом параметры республиканского бюджета на среднесрочную перспективу – сбалансированные, расходы в полном объеме обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита.
- Благодарим Вас за интервью!
По сообщению КазТАГ