Министр труда и социальной защиты населения дала эксклюзивное интервью, которое вышло в февральском номере журнала Forbes Kazakhstan

 

Это интервью, вышедшее в свежем февральском номере журнала Forbes Kazakhstan, состоялось под Новый год, а планировалось еще осенью 2018. По совершенно конкретному поводу: новые налоги и сборы для фрилансеров и неформально занятых. То есть тот важный вопрос, о котором лучше всего может рассказать министр труда и социальной защиты.

Напомним, что в предыдущем номере журнала Forbes Kazkahstan вышло интервью с другим министром - экономики, где он отвечал на актуальные вопросы по своему ведомству.

Введение единого совокупного платежа, появление электронной биржи труда, новая методика назначения базовой пенсии и, наконец, главный «хит» среди журналистов – «правило 10%», согласно которому фрилансеров обязали самостоятельно выплачивать пенсионные взносы, но толком не объяснили, как это должно происходить. Под занавес прошлого года министерство выдало новую версию «хита», объявив о поправках: теперь эти 10% будут выплачивать не все фрилансеры и не со всех доходов.

Кто останется должен пенсионному фонду, можно ли будущим пенсионерам рассчитывать на свои накопления и как неформально занятым выйти из тени – об этом Forbes Kazakhstan рассказывает министр Мадина Абылкасымова.

Мадина Ерасыловна, давайте начнем с пресловутых 10% отчислений в ЕНПФ. Ведь, по большому счету, это выбор самого гражданина – делать или нет себе базовую пенсию выше, сумму накоплений – больше, а текущий доход, соответственно, меньше. Или вы считаете по-другому?

– На сегодня в Казахстане выстроена многоуровневая модель пенсионного обеспечения, соответственно, пенсия казахстанцев включает в себя несколько компонентов. На обязательном уровне гражданам, имеющим трудовой стаж до 1 января 1998 года, выплачивается солидарная пенсия. Размеры её зависят от длительности стажа до указанной даты и среднемесячного дохода получателя.

Кроме того, гражданам, имеющим пенсионные накопления, осуществляются выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда. Размеры этих выплат зависят от объёма накопленных средств, который, в свою очередь, связан со стажем участия в накопительной пенсионной системе.

Также на базовом уровне предоставляется государственная базовая пенсия.

Методику её начисления изменили в июле прошлого года – почему?

– Теперь размер базовой пенсии также зависит от стажа участия гражданина в пенсионной системе и составляет от 54 до 100% от величины прожиточного минимума (в 2019 – от 16 037 до 29 698 тенге). При этом учитывается трудовой стаж как до 1 января 1998, так и после этой даты на основе уплаты обязательных пенсионных взносов. Таким образом, все виды пенсии напрямую зависят от трудового стажа.

Однако отдельные категории лиц, к примеру самозанятые, оказывающие работы и услуги в рамках гражданско-правовых договоров (ГПХ) или получающие доходы от других видов предпринимательской деятельности, не всегда имеют постоянный доход, что при достижении пенсионного возраста отразится на размере пенсии. Как один из способов решения этого вопроса мы ввели новый режим уплаты пенсионных взносов через единый совокупный платеж (ЕСП). Его уплата позволит увеличить стаж участия в пенсионной системе и обеспечит рост базовой и накопительной пенсий.

К вашему вопросу о выборе самого гражданина: уплата ЕСП осуществляется исключительно в добровольном порядке. Сами граждане должны быть заинтересованы в своевременных отчислениях, потому что от их вкладов зависит их же благополучная старость.

Внесение поправок в конце прошлого года – реакция на критику? Наверное, ни о чем так много не говорили, как о пресловутых пенсионных взносах.

– Эти поправки носят уточняющий характер, учитывают особенности работы определенной категории лиц. Поправки предусматривают, что при заключении договоров ГПХ с юридическими лицами последние сами производят за них исчисление и удержание индивидуального подоходного налога. То есть они будут выступать налоговыми агентами физических лиц, с которыми у них заключены договоры ГПХ.

Это касается всех?

– Это касается физлиц, выполняющих работы или услуги по договорам ГПХ, заключенным с юрлицами, индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой. Если же договор ГПХ заключен с физическим лицом, то уплата ОПВ, как и ранее, осуществляется гражданином самостоятельно.

Что касается граждан, совмещающих постоянную трудовую деятельность в качестве наемных работников на основании индивидуальных трудовых договоров с выполнением работ или услуг по договорам ГПХ, заключенным с физическими лицами, то они освобождаются от уплаты ОПВ с доходов, полученных в рамках указанных договоров. Это сделано для того, чтобы освободить данную категорию от двойной нагрузки.

Один из главных аргументов фрилансеров против выплаты ОПВ – сомнения в том, что ЕНПФ сможет не то что приумножить, а даже сохранить их деньги.

– В соответствии с Законом о пенсионном обеспечении, гарантия сохранности пенсионных активов обеспечивается посредством аккумулирования пенсионных накоплений за счёт обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в ЕНПФ. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный банк. При этом политику по управлению пенсионными активами определяет совет по управлению Национальным фондом РК. Утверждённый перечень финансовых инструментов, разрешённых к приобретению за счёт пенсионных активов ЕНПФ, нацелен на максимальную отдачу и гарантирует сохранность инвестиций.

Но это лишь теория. Например, два года назад средства ЕНПФ в размере 15 млрд тенге были направлены Банком развития Казахстана на финансирование строительства объектов на территории Ехро-2017. Неужели мы получим от этого доходы? Можно также вспомнить азербайджанские бумаги…

– Что касается доходности, то, как я упомянула, доверительное управление активами ЕНПФ осуществляет Нацбанк. Он определяет конкретные виды финансовых инструментов и эмитентов.

Но отмечу, что в случае отрицательной доходности за весь период осуществления пенсионных отчислений государство гарантирует реальную стоимость пенсионных накоплений граждан за счёт бюджетных средств. Ежегодно в законе о республиканском бюджете мы предусматриваем средства на гарантию сохранности пенсионных активов. Согласно закону государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере фактически внесённых взносов, с учётом уровня инфляции, и за счёт средств бюджета выплачивает разницу. То есть мы полностью обеспечиваем сохранность пенсионных накоплений с учётом всего накопленного уровня инфляции за эти годы. Это связано с необходимостью нивелирования возможных всплесков инфляции.

То есть мы, помимо контроля инвестиционной стратегии ЕНПФ со стороны Нацбанка, совета по управлению Национальным фондом, дополнительно предусматриваем такую гарантию в бюджете. Это позволяет защитить наших пенсионеров от экономических циклов и, соответственно, от волатильности инфляции, связанной с изменением экономической конъюнктуры в стране и за рубежом.

Отмечу, что доходность пенсионных активов по итогам 2018 достигла 11,27%, то есть более чем на 5% превышает уровень инфляции за аналогичный период.

Больше года назад президент сказал об одной из категорий неформально занятых: «не платят налогов, не участвуют в накопительной пенсионной системе, короче говоря, находятся в тени». Что удалось сделать с этими «теневиками»?

– Прежде всего мы провели детальное изучение причин, способствующих развитию неформальной занятости в стране. Да, есть системные причины, связанные с наличием теневой экономики в Казахстане. В то же время одним из основных барьеров в ходе проведения социологического исследования респонденты назвали несовершенство правовых механизмов для регистрации своей деятельности. Но при этом также говорили о незнании тех режимов, в рамках которых можно зарегистрировать свою деятельность.

Например, у работника одновременно несколько работодателей. Допустим, он оказывает услуги по ремонту бытовой техники, соответственно, его клиенты – это большой круг физических лиц. И традиционные формы трудовых отношений (тот же трудовой договор) не срабатывают. А те режимы по регистрации предпринимательской деятельности, которые предусмотрены в действующем законодательстве, как показали наши опросы, не являются достаточно комфортными и доступными. Поэтому наша задача была в целом упростить саму нагрузку – по налогам, по отчислениям в фонды страхования и, самое главное, упростить порядок уплаты. Для этого мы и предложили новый правовой режим – единый совокупный платёж.

Во время дискуссии по этому вопросу экс-министр экономики Жаксыбек Кулекеев сказал, что «ЕСП может подорвать основу нашего государства»…

– Здесь имелось в виду, что размер индивидуального подоходного налога в рамках ЕСП настолько минимален, что местные бюджеты могут лишиться налоговой базы, в том числе за счёт перетока в новый режим индивидуальных предпринимателей. Эти риски нами были просчитаны совместно с министерствами финансов и национальной экономики. По нашим оценкам, такие потери могут составить около 2 млрд тенге в год. А доходы местного бюджета составляют порядка 2 трлн тенге, поэтому данная мера не окажет негативного эффекта на устойчивость государственного бюджета.

ЕСП – это не просто упрощение порядка уплаты, это первый шаг к тому, чтобы полностью охватить наше население системой социальной защиты и предоставить доступ к медицинскому страхованию. Схема простая: кто платит налоги – тот защищён. Действующим законодательством для всех работающих граждан предусмотрена уплата в обязательном порядке налогов и взносов в соответствующие фонды. Это индивидуальный подоходный налог в размере 10%, обязательные пенсионные взносы в размере 10%, взносы в государственный фонд социального страхования в размере 3,5% для страхования от социальных рисков. Кроме того, с 1 января 2020 полномасштабно заработает система обязательного медицинского страхования, которая также предусматривает обязательность взносов для получения полного пакета медицинских услуг.

Для плательщиков ЕСП все виды социальных взносов и платежей снижены в разы и объединены в один платёж.

Но неформально занятые до сих пор не платили никаких взносов и были вполне счастливы.

– Это «счастье» – до возникновения первой проблемы, например со здоровьем, или до наступления пенсионного возраста. Именно с учетом необходимости обеспечения их социальных прав, защиты трудовых прав мы предусматриваем наиболее упрощённый механизм единого совокупного платежа. При этом он установлен в минимально возможном режиме: для городского населения – это месячный расчётный показатель, 2525 тенге, а для лиц, проживающих в сельской местности, вдвое ниже – 1263 тенге. Регулярность платежей – один раз в месяц, но можно сделать платёж за квартал, за полгода, за год вперед.

Что касается преимуществ, которые получают плательщики ЕСП, то это доступ к полному пакету всех медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования; накопление стажа в пенсионной системе, что позволит получать базовую пенсию и накопительный компонент в повышенном размере за счёт своих персональных отчислений; право на получение страховых выплат из Фонда социального страхования в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка либо ухода за ребенком до года.

Ваше ведомство – из категории «не знаю, за что хвататься»: тут и пенсии, и охрана труда, и миграция. Но вы решили сначала плотно заняться неформально занятыми.

– На протяжении многих лет Казахстан сталкивается с проблемой неформально занятого населения. Назову цифру: уровень неформальной занятости в настоящее время мы значительно сократили, и теперь он составляет порядка 16%. Причем у нас неформальная занятость присутствует и среди наёмных работников. То есть работодатель принимает человека на работу, но формально не заключает трудовой договор. Наша задача – защитить трудовые и социальные права неформально занятых граждан.

В связи с этим правительство подходит к решению этого вопроса комплексно. Прежде всего это борьба с самой теневой занятостью, с теневой экономикой, уровень которой у нас составляет порядка 25%. Наибольший – в сельском хозяйстве, торговле, транспорте (в частности, пассажирские перевозки), операциях с недвижимым имуществом, некоторых сферах услуг.

Но это, скажем так, традиционные сектора для неформально занятых, так было даже при СССР. Как вы намерены вытаскивать их «из сумрака»?

– Мы уже это делаем. Министерствами экономического блока проводится системная работа по переходу на безналичные платежи, постановке на учёт незарегистрированных предпринимателей и так далее.

Запустили совместно с профсоюзами, с Палатой предпринимателей «Атамекен» акцию по всей стране «Заключи трудовой договор». Активно подключаем профсоюзные организации к тому, чтобы защищать трудовые права граждан. Кроме того, для системной работы по формализации деятельности неформально занятых граждан и их учёту в государственных базах данных по всей стране функционируют региональные штабы. То есть с теми, по ком отсутствуют данные, в индивидуальном порядке проводится работа по постановке на учёт для оказания различных мер господдержки. За 2018 год были актуализированы статусы 1,8 млн человек.

С учетом того, что у нас население всего чуть больше 18,5 млн…

– Да! И из них 764 тыс. человек официально оформили трудовые отношения, за них начали поступать обязательные пенсионные взносы. Кроме того, 103 тыс. человек стали получателями социальных выплат. Это инвалиды, многодетные матери, лица, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами, пенсионеры. 18 тыс. стали получателями адресной социальной помощи.

Мы выявили и актуализировали 85 тысяч студентов и школьников, которые не числились в государственных базах данных. Плательщиком взносов в систему медицинского страхования за них является государство, и теперь они смогут гарантированно получать медицинскую страховку с 2020 года. Кроме этого, выявили, зарегистрировали, поставили на учет более 12 тыс. безработных, 11 тыс. человек в качестве индивидуальных предпринимателей. Наконец, было выявлено порядка 400 тыс. домашних работников, работающих по договорам ГПХ, домохозяек и прочих лиц, которые, как мы ожидаем, смогут воспользоваться режимом ЕСП в этом году.

То есть, отвечая на ваш вопрос, почему приоритетом нашей работы стали неформально занятые: наша задача – обеспечить им адекватный уровень социального обеспечения на случай наступления различных социальных рисков. Потому что никто в своей жизни от них, к сожалению, не защищён.