Об этом рассказал в интервью Forbes.kz и.о. председателя правления компании Halyk Finance Мурат Темирханов
- Мурат Рахжанович, прежнее руководство Нацбанка много говорило о риск-ориентированном надзоре. Теперь новое руководство регулятора заключило соглашение с правительством, где также говорится, что Нацбанк будет «поддерживать стабильность финансовой системы, в том числе через внедрение риск-ориентированного надзора». В чем смысл этой меры? Кто больше всего выиграет от этого?
- У прежнего руководства Нацбанка был довольно своеобразный взгляд на то, для чего нужен риск-ориентированный надзор за финансовым рынком. Фактически наш регулятор использовал лишь некоторые элементы лучшей мировой практики по этому виду надзора. К сожалению, они были выгодны только ему, но не улучшали жизнь профессиональным участникам финансового рынка, к которым относятся банки, страховые компании, брокеры/дилеры фондового рынка и так далее. Хуже того, те элементы риск-ориентированного надзора, которые уже были внедрены в банках, только увеличили их издержки.
- Если у нас до сих пор нет риск-ориентированного надзора, тогда какой вид надзора использует Нацбанк?
- Поскольку я работаю на рынке ценных бумаг (РЦБ), то далее я буду говорить только о риск-ориентированном регулировании и надзоре для фондового рынка. Однако мои комментарии с некоторыми уточнениями также можно отнести и к банкам, и к страховым компаниям.
Для начала нужно отметить, что применение риск-ориентированного подхода относится не только к надзору, а также к регулированию финансового рынка. Для понимания. Регулирование – это правила, которые устанавливает Нацбанк для профессиональных участников финансового рынка, а надзор – это процесс контроля со стороны регулятора за тем, чтобы игроки рынка соблюдали эти правила.
На сегодняшний день Нацбанк осуществляет так называемые «ориентированные на соответствие» регулирование и надзор (compliance based regulation and supervision). Главной характеристикой этого подхода является то, что регулятор готовит множество детальных инструкций и правил на все возможные и невозможные случаи деятельности профучастников финансового рынка. Эти правила и инструкции одинаковы для всех профучастников, в независимости от того, каким рискам и насколько сильно подвержен каждый из них. С этой точки зрения наш финансовый регулятор недалеко ушел от подходов Центрального банка СССР.
- Что конкретно вы имеете в виду?
- С точки зрения регулирования фондового рынка, Нацбанк не принимает внимание характер и вид операций, выполняемых профучастниками, а также масштабы и сложность их деятельности. Сейчас все они имеют один уровень регулирования, имеющий максимальную сложность. В результате профучастники РЦБ вынуждены соблюдать множество требований, которые не соответствуют деятельности и уровням риска компании, а иногда вообще не имеют смысла для них.
Такой подход к регулированию РЦБ со стороны Нацбанка приводит завышенным финансовым, временным и человеческим затратам профучастников. Например, из-за этого финансовые компании имеют избыточное количество сотрудников, много ненужной отчётности, чрезмерные затраты на операционную деятельность, на информационные технологии и основные средства, и так далее.
Также во время надзорных проверок профучастники РЦБ вынуждены тратить большие человеческие ресурсы для работы с командой Нацбанка, которая пришла на проверку. Это связано с тем, что сейчас все проверки Нацбанка направлены на детальную выверку практически каждой операции и каждого действия профучастника на соответствие правилам и инструкциям регулятора, вне зависимости от уровня риска и материальности таких операций и действий. Такие проверки помимо того, что увеличивают издержки профучастников, также отвлекают руководство и сотрудников компаний от развития бизнеса на фондовом рынке.
- Предстает довольно печальная картина для профучастников фондового рынка. Вы полагаете, это может быть одной из причин слабого роста рынка ценных бумаг в Казахстане?
- Это только одна сторона проблемы. Помимо увеличения издержек профучастников, текущий подход к регулированию и надзору («ориентированный на соответствие») приводит к резкому снижению гибкости и разнообразия на фондовом рынке. Рынок ценных бумаг и финансовых инструментов очень быстро меняется и усложняется. Постоянно внедряются новые продукты и информационные технологи, которые раньше даже вообразить было трудно. Текущая система, когда Нацбанк пишет одинаковые детальные инструкции для всех профучастников на все случаи жизни, влечет за собой то, что он просто не успевает за быстро изменяющимся рынком.
Помимо этого, текущий подход к регулированию приводит к ослаблению конкурентной среды в силу высоких издержек для компаний малого и среднего размера от единых и очень сложных требований Нацбанка.
- Со стороны кажется, что вы описали очевидные проблемы регулирования фондового рынка. Нацбанк не видел их?
- Он не видел этих проблем не только на стороне регулирования профучастников, но и на стороне надзора, что напрямую связано с деятельностью самого Нацбанка.
Например, комплексные проверки финансового регулятора, направленные на детальную выверку практически каждой операции и каждого действия профучастника вне зависимости от уровня риска и материальности, приводит избыточному количеству сотрудников и излишней трате времени и ресурсов в самом Нацбанке.
При этом качество таких проверок было на низком уровне, поскольку они фокусировались не на обнаружении реальных проблем, а лишь на проверке соблюдения многочисленных инструкций, правил и требований регулятора. Надзорные проверки обычно фокусировались на симптомах, а не ключевых причинах рисков.
- Таким образом, вы считаете, что полноценное внедрение риск-ориентированного регулирования и надзора сможет решить все описанные вам проблемы?
- Да, несомненно. Международный опыт, особенно в развитых странах, показывает это. Об этом, в частности, в 2014 году писал МВФ в своем отчете по комплексной оценке финансовой системы Казахстана.
В международной практике риск-ориентированное регулирование прежде всего подразумевает, что оно устанавливается регулятором от очень простого к сложному в зависимости от характера, масштабов и сложности операций, выполняемых определённым профучастником. То есть, регулирование для каждой финансовой организации меняется пропорционально их рискам.
Также переход на риск-ориентированное регулирование означает, что для профучастников регулятор прекращает готовить детальные инструкции для всех случаев их деятельности. Вместо этого он готовит общие рекомендации и рамочные критерии, в соответствии с которыми профучастники сами должны оценивать все свои риски.
Далее, в зависимости от существенности рисков, характера и масштабов деятельности, профучастники самостоятельно выстраивают свои бизнес-процессы и внутренний контроль, находя баланс между стоимостью контроля и уровнем риска. Они сами для себя готовят политику по корпоративному управлению, по управлению рисками и внутренним контролям, по информационным технологиям и так далее, и затем просто согласовывают их у регулятора. Именно здесь, а не в другом месте, особенно важно так называемое «мотивированное суждение» регулятора.
- Что даст такой подход?
- Он позволяет существенно упростить внутреннее управление и сократить издержки профучастников. Также это повышает их гибкость по внедрению новых продуктов и технологий.
Помимо реформы регулирования необходим переход на риск-ориентированный надзор со стороны Нацбанка. Это означает, что он должен изменить принципы проверки деятельности профучастников.
В этом случае регулятор не осуществляет проверку на соответствие профучастника множеству детальных инструкций, а на своем уровне оценивает существенные риски, и его проверка концентрируется на областях с наиболее высоким уровнем риска, прежде всего с точки зрения защиты интересов клиентов профучастников. Такой подход к надзору позволяет упростить работу и сократить затраты регулятора. Также это сокращает время и издержки профучастников, связанные с взаимодействием с регулятором.
Дополнительно хотелось бы отметить, что риск-ориентированный надзор означает другой подход к мерам воздействия и санкциям регулятора. В этом случае профессиональные участники в основном наказываются регулятором только в тех случаях, когда существенно могут пострадать интересы клиенты или финансового рынка.
- Нацбанк собирается идти по этому пути?
- Исходя из того, что делал и говорил Нацбанк до настоящего времени, пока он не планирует кардинальную реформу по переходу на риск-ориентированное регулирование. Сейчас регулятор много говорит о риск-ориентированном надзоре, но ничего – о реформе регулирования, несмотря на то, что это очень важно с точки зрения усиления либерализации и гибкости финансового рынка, стимулирования конкуренции, а также с точки зрения сокращения издержек профучастников рынка.
С другой стороны, финансовый регулятор, внедряя некоторые небольшие элементы риск-ориентированного надзора, ничего не говорит о сломе текущей системы, направленной на детальную проверку соответствия профучастника многочисленным инструкциям и требованиям Нацбанка. В результате жизнь финансовых организаций не упрощается, а усложняется.
- Недавно поменялось руководство Нацбанка. Как вы думаете, поменяются ли подходы финансового регулятора к регулированию и надзору?
- Я участвовал в двух коллективных встречах с новым высшим руководством Нацбанка. Одна встреча была по теме денежно-кредитной политики, а вторая – по развитию фондового рынка. На данный момент могу только сказать, что руководство регулятора очень внимательно слушает то, что говорят профучастники рынка, и твердо говорит о своей готовности к серьёзным реформам. Посмотрим, что будет дальше.
Сейчас с точки зрения кардинальной реформы по переходу на риск-ориентированные регулирование и надзор меня больше всего беспокоит мнение Ассоциации Финансистов Казахстана (АФК), которая объединяет всех профучастников финансового рынка. В августе будет пять лет с того момента, когда я начал регулярно подымать этот вопрос перед ассоциацией, так чтобы та лоббировала его в Нацбанке. К сожалению, в АФК до сих пор нет внятной позиции по этой теме.
Без твердой позиции этого объединения будет трудно убедить Нацбанк в необходимости проведения столь важной реформы. В такой ситуации остаётся надеяться только на Центральный Банк России.
- А при чем тут Центральный Банк России?
- Много лет назад наша финансовая система, а особенно банковская, считалась самой прогрессивной на пространстве СНГ. Сейчас все изменилось и, с точки зрения либерализации и проведения реформ, наш Нацбанк плетется в хвосте Банка России.
В середине 2018 российский финансовый регулятор опубликовал концепцию пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора в некредитных финансовых организациях. Пропорциональным регулированием ЦБР назвал риск-ориентированное регулирования. У них названия разные, но суть одна.
Документ получился хорошим. Он анализирует международный опыт и описывает планируемые реформы в регулировании и надзоре, которые очень похожи на те, что я описал выше. Я рекомендую этот документ тем, кто хочет более глубоко погрузиться в тему риск-ориентированных подходов по регулированию и надзору на страховом и фондовом рынках, а также в микрофинансовых организациях.
Остается надеяться, что Нацбанк возьмет российскую концепцию за основу и проведет в Казахстане даже более широкие и глубокие реформы в регулировании и надзоре.
По материалам Forbes.kz