Наряду с цифровизацией нашей жизни, переходом каких-либо действий в дистанционный онлайн-режим все более острым становится вопрос кибербезопасности, то есть защиты своих данных. Так, на сегодняшний день безопасность в сфере цифровых технологий стала просто необходимым условием работы практически любого бизнеса. А особенно ответственно к этой проблеме нужно подходить банкам, ведь именно они и их клиенты являются потенциальными жертвами кибермошенников.
Именно поэтому Сбербанк уделяет большое внимание кибербезопасности и, заботясь о своих клиентах, обеспечивает надежность и безопасность их банковским счетам. На сегодняшний день банк имеет большой опыт в вопросах создания цифровой безопасности и всегда стремится предоставить надежную защиту своим клиентам.
Подробно о том, как защитить свои данные и финансы от мошенников и как в этом помогает искусственный интеллект, рассказали председатель правления ДБ АО "Сбербанк" Александр Камалов и директор ООО "Бизон" Дмитрий Самарцев.
- Почему вопрос кибербезопасности стал настолько актуальным сейчас?
По данным всемирного экономического форума, киберугроза сейчас поставлена в один ряд с первой пятеркой глобальных рисков. То есть киберугрозы идут рядом с природными катаклизмами, миграцией и недостатком еды. Эксперты утверждают, что если ситуация не изменится, то мировая экономика может в 2022 году терять порядка 8 триллионов долларов в год от действий организованных кибер-преступных групп. Это колоссальная сумма, и очевидно, что этому необходимо уделять внимание! Этим мы сейчас и занимаемся. Мы видим эту угрозу и готовимся к ней уже сейчас. Если мы ничего не будем делать сегодня, то послезавтра, к сожалению, может быть уже поздно.
- Можете ли вы составить ориентировочный портрет мошенников? Кто эти люди? А также кто зачастую бывает в зоне риска?
По нашем наблюдениям, сейчас мошенники перестают атаковать корпорации, так как они защищаются хорошо. Поэтому преступность выбирает себе цель полегче и обращает свое внимание на простых людей и небольшие компании. И это самый незащищенный сегмент.
Это на самом деле очень тревожно потому, что у наших людей, к сожалению, кибергигиена все еще на низком уровне. Задайтесь вопросом, как давно вы меняли пароль на своих онлайн-сервисах? Огромное количество людей об этом просто не думают, и, к сожалению, они становятся жертвами кибермошенников.
Плюс так называемая социальная инженерия, это когда мошенники, к примеру, звонят, говорят, что с вашими близкими что-то случилось, и пытаются уговорить вас перевести деньги. Это тоже огромный тренд, и с этим тоже нужно что-то делать. По нашему опыту количество попыток такого мошенничества за последний год увеличилось в десятки раз.
Человечеству потребовалось некоторое количество времени, чтобы научиться мыть руки перед едой. Но таким простым действием мы победили массу кишечных и не только инфекций. Кибергигиена - это абсолютно аналогичная история. Необходимо регулярно менять пароли, настраивать двухфакторную аутентификацию и конечно пользоваться сервисами, которые уделяют внимание кибербезопасности. Которые защищают вас. Ведь когда вы выбираете место, где хотели бы покушать, то обращаете внимание на качество еды в нем. Вы бы не хотели отравиться. Соответственно, когда я выбираю банк, я также смотрю на эти факторы. Если банк не занимается кибербезопасностью, не борется с мошенничеством, не защищает меня как клиента, то, скорее всего, я туда не пойду. Сбербанк же находится в этом плане в авангарде. Он активно идет в диджитал и очень ответственно подходит к вопросам кибербезопасности.
С точки зрения проникновения Интернета Казахстан находится на уровне России и других европейских стран. Мобильные телефоны и электронные виды платежей используются нашими согражданами все чаще и чаще. Поэтому мы параллельно развиваем нашу филиальную сеть и активно продвигаем цифровой продукт. Чтобы клиенту было одинаково удобно совершать операции через смартфон или через посещение нашей сети.
Сейчас самый развивающийся тип мошенничества - это социальная инженерия. Это метод, когда преступники получают доступ к информации, используя особенности психологии людей. К примеру, к вам приходит ссылка на телефон - "Перейдите по ссылке и получите скидку на покупку товара". Тыкнули на ссылку, а ничего не произошло. "Ну и ладно", - подумали вы. А на самом деле на ваше устройство высадилось вирусное программное обеспечение. Оно захватывает контроль вашего устройства - смотрит ваши сообщения, геолокацию и понимает, где вы находитесь и каким банком пользуетесь. У мошенников может быть свой колл-центр, и они позвонят вам, представившись вашими родственниками или друзьями. Причем номер высветится именно их. А дальше мошенники выводят средства c ваших счетов.
Так вот мы считаем, что это наша зона ответственности и задача - обезопасить своих клиентов. С этого года мы внедрили систему фрод-мониторинга, предназначенную для оценки финансовых транзакций в Интернете на предмет подозрительности с точки зрения мошенничества. С этим нам как раз помогает компания BI.ZONE.
Александр Камалов:
С помощью платформы BI.ZONE Сбербанк анализирует сотни параметров о клиенте. С какой частотой человек тыкает в экран в приложении банка, какие вы обычно совершаете покупки, как вы платите и так далее. То есть ваш паттерн поведения. И на базе этого система автоматизированно понимает, что это не вы. Транзакция ставится на контроль, и далее сотрудник банка связывается с вами и пытается подтвердить, вы ли это.
Нередко клиента приходится убеждать, что у него воруют. Люди не понимают, что такое возможно, они думают, что такое может быть только в кино про Джеймса Бонда, а на самом деле это наша сегодняшняя жизнь.
Это наша собственная разработка. Технология искусственного интеллекта, которую мы сейчас выводим на казахстанский рынок.
Говоря в целом, наша компания BI.ZONE работает в ряде кредитных организаций в России, на Ближнем Востоке, в Азии. Выход на казахстанский рынок начинается со Сбербанка, так как мы не нашли такого другого банка, который готов так думать о своих клиентах и защищать их. То есть выносить свой периметр безопасности и на клиента, а не просто защищать только себя.
Дмитрий Самарцев:
Открою вам страшную тайну, ваш паттерн не меняется. То, как человек ведет себя в цифровом пространстве, не меняется в его жизни никогда. Мы же не один параметр анализируем. Например, ваше плохое настроение повлияет на несколько параметров вашего поведения, но если мы возьмем сотни параметров, то кардинально ситуация не изменится. То есть отклонения в паттернах вашего поведения будут в пределах нормы. Но если это будет другой человек, то элементарно, на какой высоте он держит телефон, уже будет отличаться.
Для примера, статистика по России показывает, что эффективность выявления мошенничества - 98 процентов. А это десятки миллиардов рублей спасенных денег. То есть ошибки очень редки. По Казахстану статистики пока нет, но уже за первые недели работы платформы результаты есть.
Дмитрий Самарцев:
На мой личный взгляд, будущее за биометрией. И это вопрос времени, когда мы дойдем до такой цифровой зрелости, когда нам не потребуется ни кредитная карта, ни смартфон, а только наше лицо, руки, голос и поведение, чтобы идентифицироваться в банках, проводить банковские операции и так далее. И это будет действительно сложно подделать. Мне кажется, рано или поздно все придет к этому.
Что касается банков, то уже сейчас они потеряли эксклюзив в сервисе платежей. Примеры тому: WeChat, ApplePay и другие платформы, которые, по сути, также становятся организациями с некоторыми банковскими услугами. Поэтому одно из возможных направлений - это консолидация крупных банков для того, чтобы с помощью искусственного интеллекта давать своим клиентам именно то, чего они хотят. "Я очень хочу, чтобы банк подумал за меня и дал мне то, что мне нужно. Исходя из моих паттернов и данных чтобы банк предложил мне то, что меня заинтересует. А моему другу то, что его заинтересует", - примерно такая логика.
Сбербанк идет в этом направлении и постоянно старается улучшить и более персонализировать свои сервисы.
Источник: Tengrinews.kz